Главная » 2015 » Ноябрь » 3 » Обучение филологии в современной информационно-образовательной среде
15:30
Обучение филологии в современной информационно-образовательной среде

Тимкова Т.С. 

Обучение филологии в современной образовательной среде 

    Современная информационно-образовательная среда способствует более эффективной реализации образовательной программы по русскому языку и литературе. «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде» 1 . 

    Применение ИКТ-технологий формирует у обучающихся информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции; развивает умения и навыки применения компьютера для участия в сетевых олимпиадах и конкурсах по филологии, для поиска, анализа, сбора и преобразования найденной в Интернете информации в презентацию, ответы на вопросы, тестовые задания по русскому языку и литературе.

       Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают результативное обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного процесса; проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. «Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на интегрированных уроках литературы и мировой художественной культуры сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником» 2 .

      Направления использования ИКТ-технологий в организации образовательного процесса: (1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.2012г. 2 , 3,4,5 Мерненко А.П. «Использования ИКТ технологий учителями - филологами».Воронеж.2013г.)

1) «самое элементарное применение компьютера учащимися – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков; старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал» 3 ;

2) поиск образовательной информации в интернет-ресурсах; 

3) «тестовый контроль результатов образовательного процесса и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся; этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации» 4 ; 

4) подготовка дидактических материалов в соответствии с предметной областью;

5) «из всех направлений использования ИКТ-технологий на уроках наибольшей популярностью среди педагогов пользуются мультимедийные презентации; мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями» 5 ; 

6) самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская работа учащихся, включающая создание, поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и представление информации; 

7) интеграция со смежными дисциплинами (иностранными языками, историей, мировой художественной культурой);

8) дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса.             «Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения. Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации» 6 . 6 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012г.

Просмотров: 247 | Добавил: луна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: