Каталог статей

Главная » Статьи » Элективы » "Родное слово"

Элективный предмет «Родное слово»

Элективный предмет

«Родное слово»

 

Пояснительная записка

 

     Элективный предмет «Родное слово» посвящён тексту, типам и стилям речи,  изобразительно-выразительным средствам языка.

      Родной язык служит средством обогащения, умственного, нравственного, эстетического развития обучающихся через слово, словесные произведения.

      Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как  употребляются лексические, грамматические средства  языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях  художественной литературы.

      Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского  языка и литературы.

      В программе обращается  внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Она направлена  как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие  старшеклассников.

      Работа по программе элективного предмета «Родное  слово»  предусматривает обязательное применение  активных методов обучения (уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-практикумов)  и использование  проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной  деятельности школьников с помощью приёмов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников (творческие лаборатории, подготовка и защита проектов и др.).

      Элективный предмет «Родное  слово» ориентирован на творческое изучение материала и формирование исследовательской позиции учащихся.

      Содержание элективного предмета соответствует основным направлениям современной концепции     образования в области родного русского языка и требованиям государственного стандарта.

      Цель:

совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой  компетенции старшеклассников в области речеведения.

      Задачи:

- обобщение,  расширение и углубление знаний обучающихся о тексте  и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (функциональных стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистической и жанровой отнесённости;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создания собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса обучающихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников (в  том числе в области использования выразительных средств русского языка);

-  развитие творческих способностей обучающихся.

      Объём программы – 34 часа.

 

Содержание программы

     Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связанность частей, стилистическое единство.

      Способы и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические и синтаксические).

      Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Типологический анализ текста.

      Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи): научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный. Функционально-стилистический анализ текста.

      Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.

      Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.

      Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.

      Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.

      Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

 


Содержание тем

      Темы 1-2. Текст и его основные признаки.

Важнейшие признаки текста. Содержание: тема, основная мысль, заглавие.  Структура текста.

      Тема 3. Тематическая и композиционная цельность текста.

Работа с тестовыми  заданиями. Упорядоченность и членимость текста.

      Темы 4-5. Средства связи предложений в тексте.

Смысловая и грамматическая связность частей текста.  Лексические, морфологические и         синтаксические средства связи. Ассоциативные связи.

      Тема 6. Способы связи предложений в тексте.

Способы  связи: цепная и параллельная. Основные средства цепной и параллельной связи.

      Тема 7. Функционально-смысловые  типы речи.

Характерные особенности типов речи  (описания, повествования, рассуждения). Типологический анализ текста.

      Тема 8. Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи).

Общая  характеристика стилей речи. Функционально-стилистический анализ текста. Создание проекта «Всё о стилях».

      Тема 9. Особенности научного стиля речи.

Сфера применения.  Функции. Основные стилевые особенности. Языковые средства научного стиля.  Подстили и основные жанры.

      Темы 10-11. Официально-деловой стиль и сфера его применения.

Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Основные языковые средства. Жанры делового стиля.

      Темы 12-13. Жанровое своеобразие публицистического стиля.

      Сфера применения. Функции. Основные стилистические особенности.  Языковые средства.  Жанры. Подстили. Ораторская речь.

            Темы 14-15. Художественный стиль.

      Особенности использования различных типов речи в художественном стиле. Роль рассуждения в психологической характеристике персонажа.

            Темы 16-17. Стилистические особенности разговорного стиля речи.

      Сфера применения. Функции. Стилистические особенности.  Основные языковые средства. Жанры.

Темы 18-19. Творческая лаборатория «Я – автор».

Повторение особенностей всех изученных стилей. Работа с учебной и художественной литературой, материалами СМИ. Создание авторских текстов.

      Тема 20. Защита проекта «Всё о стилях».

Представление авторских работ с аргументированным доказательством принадлежности к определённому стилю.

      Тема 21. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.

Языковая выразительность. Многообразие средств языковой выразительности.  Звукопись и её роль в тексте. Звукоподражание. Звуковой символизм.

      Тема 22. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.

Эпитеты. Сравнения.  Способы выражения и их роль  в тексте.

      Тема 23. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Метафора и олицетворение.

Общая характеристика  метафоры и олицетворения. Их роль в тексте.

      Тема 24. Метонимия. Синекдоха. Перифраз.

Углубление представления об изучаемых тропах и их роли в тексте.

      Тема 25. Гипербола. Литота.

Особенности использования гиперболы и литоты в художественных текстах, в  публицистике и разговорной речи.

      Тема 26. Ирония. Сарказм как разновидность иронии.

Характеристика тропа. Его роль в тексте.

      Тема 27. «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка.

Роль синонимов,  антонимов, омонимов и паронимов в тексте как средств языковой выразительности.

      Тема 28. Фразеологизмы как средство языковой выразительности.

Понятие о фразеологизмах и крылатых выражениях и их роли в тексте. Источники происхождения фразеологизмов и крылатых выражений.

      Тема 29. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.

Разряды стилистически окрашенной лексики и лексики ограниченного употребления. Роль в тексте названной лексики.

      Темы 30-31. Выразительные средства морфологии и словообразования.

Употребление грамматических форм не в их прямом значении. Использование индивидуально-авторского словообразования. Выразительная возможность суффиксов и приставок. Их роль в тексте.

      Темы 32-33. Выразительные средства синтаксиса.

Синтаксическая структура предложения. Роль знаков препинания как выразительных средств. Специальные выразительные средства синтаксиса.

      Тема 34. Конференция «Великое русское слово…».

Обобщение и систематизация изученного материала.

 

Список использованной литературы

Волина В. Учимся играя. -М., 1994.

Денисова П.А^ Словарь как связь слов с жизнью // Русский язык в школе. - 1996. - №5-6

Загоровская О.В. Текст как речевое произведение. – Воронеж, 2008

Костомаров ВТ. Жизнь языка. - М, 1991.

Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П.    Снетова. - М., 1981.

Панов Б.Т. Школьный граматико-орфографический словарь русско­го языка / Б.Т. Панов, А.В. Текучев. - М.", 1985.

Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними в школе/ З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М., 1987.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М 1987.

Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, СЕ. Крюч­ков.-М., 1981.

Шанский И.М, Занимательный русский язык. -М., 1996.

Список рекомендуемой литературы

 Агбунов М. Античные мифы и легенды. Филологический словарь. -М„ 1994.

 Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М, 1983,

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М, 1989.

Никонов В.А. Ищем имя. - М., 1988.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1984.

Тетраковская Л. Игры на уроках русского языка. - М., 2000.

Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1977.

 



Источник: http://timkova.my1.ru
Категория: "Родное слово" | Добавил: луна (04.02.2012) | Автор: Тимкова Татьяна Степановна E W
Просмотров: 867 | Теги: Элективный предмет «Родное слово», Учебно-тематический план, Тимкова Татьяна Степановна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: