Каталог статей
Главная » Статьи » Элективы » "Родное слово" |
Элективный предмет «Родное слово»
Пояснительная записка
Элективный предмет «Родное слово» посвящён тексту, типам и стилям речи, изобразительно-выразительным средствам языка. Родной язык служит средством обогащения, умственного, нравственного, эстетического развития обучающихся через слово, словесные произведения. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Она направлена как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие старшеклассников. Работа по программе элективного предмета «Родное слово» предусматривает обязательное применение активных методов обучения (уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-практикумов) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приёмов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников (творческие лаборатории, подготовка и защита проектов и др.). Элективный предмет «Родное слово» ориентирован на творческое изучение материала и формирование исследовательской позиции учащихся. Содержание элективного предмета соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного русского языка и требованиям государственного стандарта. Цель: совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции старшеклассников в области речеведения. Задачи: - обобщение, расширение и углубление знаний обучающихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (функциональных стилях); о выразительных возможностях (средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах; - закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистической и жанровой отнесённости; - закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создания собственных речевых произведений различных типов и жанров; - совершенствование навыков работы со справочной литературой; - обогащение лексического запаса обучающихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка); - развитие творческих способностей обучающихся. Объём программы – 34 часа.
Содержание программы Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связанность частей, стилистическое единство. Способы и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические и синтаксические). Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Типологический анализ текста. Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи): научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный. Функционально-стилистический анализ текста. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.
Содержание тем Темы 1-2. Текст и его основные признаки. Важнейшие признаки текста. Содержание: тема, основная мысль, заглавие. Структура текста. Тема 3. Тематическая и композиционная цельность текста. Работа с тестовыми заданиями. Упорядоченность и членимость текста. Темы 4-5. Средства связи предложений в тексте. Смысловая и грамматическая связность частей текста. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Ассоциативные связи. Тема 6. Способы связи предложений в тексте. Способы связи: цепная и параллельная. Основные средства цепной и параллельной связи. Тема 7. Функционально-смысловые типы речи. Характерные особенности типов речи (описания, повествования, рассуждения). Типологический анализ текста. Тема 8. Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи). Общая характеристика стилей речи. Функционально-стилистический анализ текста. Создание проекта «Всё о стилях». Тема 9. Особенности научного стиля речи. Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Языковые средства научного стиля. Подстили и основные жанры. Темы 10-11. Официально-деловой стиль и сфера его применения. Сфера применения. Функции. Основные стилевые особенности. Основные языковые средства. Жанры делового стиля. Темы 12-13. Жанровое своеобразие публицистического стиля. Сфера применения. Функции. Основные стилистические особенности. Языковые средства. Жанры. Подстили. Ораторская речь. Темы 14-15. Художественный стиль. Особенности использования различных типов речи в художественном стиле. Роль рассуждения в психологической характеристике персонажа. Темы 16-17. Стилистические особенности разговорного стиля речи. Сфера применения. Функции. Стилистические особенности. Основные языковые средства. Жанры. Темы 18-19. Творческая лаборатория «Я – автор». Повторение особенностей всех изученных стилей. Работа с учебной и художественной литературой, материалами СМИ. Создание авторских текстов. Тема 20. Защита проекта «Всё о стилях». Представление авторских работ с аргументированным доказательством принадлежности к определённому стилю. Тема 21. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Языковая выразительность. Многообразие средств языковой выразительности. Звукопись и её роль в тексте. Звукоподражание. Звуковой символизм. Тема 22. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Эпитеты. Сравнения. Способы выражения и их роль в тексте. Тема 23. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Метафора и олицетворение. Общая характеристика метафоры и олицетворения. Их роль в тексте. Тема 24. Метонимия. Синекдоха. Перифраз. Углубление представления об изучаемых тропах и их роли в тексте. Тема 25. Гипербола. Литота. Особенности использования гиперболы и литоты в художественных текстах, в публицистике и разговорной речи. Тема 26. Ирония. Сарказм как разновидность иронии. Характеристика тропа. Его роль в тексте. Тема 27. «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка. Роль синонимов, антонимов, омонимов и паронимов в тексте как средств языковой выразительности. Тема 28. Фразеологизмы как средство языковой выразительности. Понятие о фразеологизмах и крылатых выражениях и их роли в тексте. Источники происхождения фразеологизмов и крылатых выражений. Тема 29. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Разряды стилистически окрашенной лексики и лексики ограниченного употребления. Роль в тексте названной лексики. Темы 30-31. Выразительные средства морфологии и словообразования. Употребление грамматических форм не в их прямом значении. Использование индивидуально-авторского словообразования. Выразительная возможность суффиксов и приставок. Их роль в тексте. Темы 32-33. Выразительные средства синтаксиса. Синтаксическая структура предложения. Роль знаков препинания как выразительных средств. Специальные выразительные средства синтаксиса. Тема 34. Конференция «Великое русское слово…». Обобщение и систематизация изученного материала.
Список использованной литературы Волина В. Учимся играя. -М., 1994. Денисова П.А^ Словарь как связь слов с жизнью // Русский язык в школе. - 1996. - №5-6 Загоровская О.В. Текст как речевое произведение. – Воронеж, 2008 Костомаров ВТ. Жизнь языка. - М, 1991. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. - М., 1981. Панов Б.Т. Школьный граматико-орфографический словарь русского языка / Б.Т. Панов, А.В. Текучев. - М.", 1985. Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними в школе/ З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М., 1987. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М 1987. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, СЕ. Крючков.-М., 1981. Шанский И.М, Занимательный русский язык. -М., 1996. Список рекомендуемой литературы Агбунов М. Античные мифы и легенды. Филологический словарь. -М„ 1994. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М, 1983, Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М, 1989. Никонов В.А. Ищем имя. - М., 1988. Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1984. Тетраковская Л. Игры на уроках русского языка. - М., 2000. Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1977.
Источник: http://timkova.my1.ru | |
Просмотров: 867
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |