Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Т.С.Тимкова Эссе «Школа Добра» Я хочу поделиться своими мыслями о воспитании в школьниках доброты и отзывчивости. По моему мнению, процесс воспитания является ведущим в развитии личности. Основная цель моей работы в школе – воспитание каждого ученика культурной, творчески активной и социально адаптированной личностью, способной к самореализации и саморазвитию. Обучая ребёнка, готовлю его к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации в современном обществе. Показываю каждому обучающемуся, что уверена в его возможностях и способностях, проявляю «педагогический оптимизм», на уроках русского языка и литературы создаю личностно-утверждающие ситуации, которые актуализируют силы саморазвития личности. При создании благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося мною учитываются природные анатомо-физиологические предпосылки к становлению личности. Наблюдаю, как идет процесс социализации, взаимодействия ребёнка с окружающим миром, овладения достижениями человечества и действительностью. Опираюсь на то, чему ребёнок уже научен, организую его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Под моим руководством происходит процесс вхождения ребёнка в новую социальную среду и интеграции в ней. В предисловии к своей работе «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». С этой целью я составляю «Социально-психологический паспорт обучающегося». Одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности «Я – концепции» является активная взаимопомощь в ученическом коллективе. Я создаю условия для взаимопомощи, помогаю обучающимся сформулировать общность целей, интересов, идеалов, намерений. Развиваю самоуправление школьников, предоставляя им реальную возможность участия в управлении образовательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности. Организация самоуправления на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется мной через классное ученическое собрание, заседание Совета класса, заседание Совета литературного кружка «Зелёная лампа» (председатель Совета кружка – ученица 7 класса Александра Козина). При реализации проектной деятельности самоуправление учащихся проявляется в групповых проектах, где они самостоятельно распределяют все роли и обязанности. Одним из условий успешной социализации старшеклассников является участие в научном обществе обучающихся «Эрудит», в котором я являюсь председателем (сопредседатель – ученица 11 класса Виктория Рыбалкина). Органом управления научного общества обучающихся является Совет, который избирается на ежегодном отчётно-выборном собрании открытым голосованием членов общества. Участие в работе руководящих органов позволяет многим «эрудитовцам» проявлять свои организаторские способности, становиться настоящими социальными партнёрами, совместно вырабатывать решения и разделять ответственность. Эта социальная практика способствует освоению учащимися новых социальных ролей в обществе, их профессиональному самоопределению. Я привлекаю внимание обучающихся к актуальным проблемам местного сообщества, что формирует у них чувство гражданской ответственности за социальную обстановку в своём селе. В ежегодно проводимых конкурсах творческих работ «Я имею право» и «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления» раскрываются ответственность, организаторские способности, активная гражданская позиция старшеклассников. Мои ученики стараются внести свой личный вклад в улучшение жизни общества, учатся работать с различными органами власти. По просьбе кружковцев глава администрации поселения Валентина Васильевна Шестопёрстова неоднократно принимала участие в экскурсионных поездках в соседний Бобровский район на встречи с местными писателями и поэтами - членами литературного клуба «Подкова» [Приложение 1], помогала организовывать литературные гостиные в Доме культуры села Щучье с лискинскими писателями и поэтами [Приложение 2], приглашала интересных людей и сама читала стихи на заседаниях литературного кружка «Зелёная лампа» в школе. К директору общества с ограниченной ответственностью «ЭкоНиваАгро» Рыбенко Александру Николаевичу мы с Советом кружка регулярно обращаемся по поводу выделения транспорта для внешкольных мероприятий. Взаимодействие с местными властными структурами с целью решения своих проблем даёт возможность детям проявить гражданскую позицию, почувствовать свою значимость в решении социальных вопросов и приобрести позитивный социальный опыт. Социально значимая, творческая деятельность обучающихся включает в себя как традиционные ежегодные мероприятия, так и разовые акции. Ежегодно во внеурочное время я организую с учениками участие в следующих социальных проектах: 1 октября. День пожилых людей. Акции «Забота», «Чтобы старость была в радость»: посещение пожилых людей, ветеранов войны и труда. 5 октября. День учителя. Социальный проект «Мой учитель»: поздравление учителей – пенсионеров, посещение на дому, оказание помощи по хозяйству, приглашение в школу на праздничный «огонёк» и концерт. 1 декабря. День инвалида. Акция «Ты не один», «Дом без одиночества»: посещение инвалидов детства, войны и труда, помощь по дому. 14 января. День освобождения села Щучье от немецко-фашистских захватчиков. Встречи в школьном музее с участниками боёв на Щученском плацдарме, малолетними узниками фашистских концлагерей, старожилами села. 23 февраля. День защитника Отечества. Социальный проект «Прикоснись к подвигу»: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. 9 мая. День Победы. Поздравительная почта. Вахта Памяти. участия в демонстрации и митинге в домашнем сочинении учащиеся описывают свои впечатления от встречи с ветеранами войны. Ежегодно с обучающимися 11 класса составляем презентации для Вечера встречи выпускников (в первую субботу февраля). Мои ученики участвовали в составлении сценария встречи с заслуженными колхозниками, почётными гражданами села Щучье «Земля моя добрая». Вместе с учениками 10-11 классов я принимала участие в оформлении и составлении текстов для защиты социальных проектов «Уголок релаксации – родник радости и добра», «Зимний сад «Зелёная планета»», «Город мастеров», в сборе игрушек, вещей, денежных средств для приюта «Лучистый» и сборе сельхозпродуктов для Дома ветеранов города Лиски. Изучая острые нравственные и социальные проблемы произведений русской литературы 50-80-х годов ХХ века (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне), провожу систематические встречи учащихся с ветераном труда, учителем-пенсионером Мониной М.А. [Приложение 3], с ветеранами войны Зернюковым Н. И., Каплиным В.И., Русаковой М.Ф. [Приложение 4], тружениками тыла, несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей [Приложение 5], о которых учащиеся проявляют заботу в течение многих лет. Участвуя в реконструкции школьного историко-краеведческого музея, мои ученики не только собирали экспонаты, но и изготовили замечательный подарок музею – творческий проект о десантниках братьях Романе и Дмитрии Литвиновых «Давай за жизнь, давай, брат, до конца!» Работа над проектом обогатила учащихся социальным опытом, дала возможность приобрести качества гражданина и патриота. Этот созданный в результате совместной коллективной деятельности интеллектуальный продукт востребован посетителями музея, что свидетельствует о реализации деятельностных форм работы с детьми. Значительную роль в приобретении обучающимися позитивного социального опыта играет участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшения экологической обстановки, качества окружающей среды. На территории села Щучье мы с моими учениками ежегодно участвуем в озеленении улиц, субботниках по сбору мусора [Приложение 6], побелке тополей вдоль дороги «Щучье – Лиски», вырубке кустарниковой поросли вокруг парка и школьного стадиона, уборке и облагораживании мест отдыха, детских площадок, общественных зданий. Возле мемориала «Щученский плацдарм» [Приложение 7] и братской могилы в центре села Щучье учащиеся высаживают цветы, выращенные в школьном парнике [Приложение 8], и ухаживают за ними. Улучшая качество окружающей среды, активно озеленяют школьный кабинет русского языка и литературы, коридоры, рекреации. Здоровье – важнейший фактор гармоничного развития личности. Воспитание сознательного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей как духовно-нравственной ценности считаю своей важнейшей задачей. Организуя учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, чередую различные виды деятельности, рационально использую время урока для динамических пауз и физкультминуток, за которые отвечает физорг класса, а проводит дежурный ученик. В традиционные школьные Дни здоровья 21 сентября и 7 апреля мои ученики не только активно участвуют в спортивных мероприятиях, но и выпускают листовки «Спорт – это жизнь», пишут сочинения о здоровом образе жизни, о встречах с известными спортсменами. В нашей школе нет подростков, отличающихся девиантным поведением, употребляющих алкоголь, наркотики, совершающих правонарушения. Я постоянно формирую правовые взгляды и убеждения учащихся, принимаю меры по снижению вероятности асоциальных явлений в детско-подростковой среде. На уроках русского языка и литературы систематически контролирую поведение, обучение и посещение занятий школьниками. После уроков провожу индивидуальные беседы с ними и их семьями, дискуссии о правах и обязанностях обучающихся. Готовлю со старшеклассниками памятки по профилактике асоциальных явлений. Считаю доверительную беседу самым важным и эффективным средством работы с учащимися и их родителями, позволяющим наиболее чётко и ясно определить и решить проблемы воспитания. При изучении семьи заполняю «Индивидуальную карту школьника», в которой отражаю сведения о родителях и других членах семьи, их интересе к школьным делам, уровне педагогической культуры, микроклимате, семейным традициям, ситуации семейного воспитания. Веду «Психолого-педагогическую карту» и «Карту индивидуального учёта ребёнка, находящегося в сложной жизненной ситуации», в которой отражаю сведения о занятости в свободное время. Мной организована работа с учащимися, их родителями и опекунами через непосредственное общение по моей электронной почте tim_tat_st@mail.ru, что способствует быстрому решению возникающих проблем. В воспитательной работе с учащимися я сочетаю общие, групповые и индивидуальные формы работы. Применяю технологии личностно ориентированного воспитания, коллективного творческого дела, моделирующие (игровые), информационно-компьютерные, проектные, здоровьесберегающие. Использую разнообразные приемы развития социального партнёрства: составление отчета о встрече с писателем в форме презентации; экскурсионные поездки на выставки, посвящённые юбилеям писателей; составление текстов к защите социальных проектов, праздничным «огонькам», к выступлениям школьной агитбригады и еженедельному общешкольному информированию. Диагностика и контроль результатов социально значимой деятельности обучающихся проводится мной через анкетирование [Приложение 9], тестирование [Приложение 10], опросные листы, целевые беседы. Мои ученики сознают собственную значимость и понимают необходимость участия в жизни общества. Позитивный социальный опыт, приобретённый на моих уроках и внеурочных занятиях, позволяет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере. Я работаю в сельской школе, поэтому большинство моих учеников находят своё призвание в профессиях, связанных с сельским хозяйством. Главным результатом позитивного социального опыта выпускников считаю успешную адаптацию к профессии учителя. В нашей школе директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов – мои бывшие ученики.
Приложения Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 Помощь по хозяйству учителю-пенсионеру М.А.Мониной
Приложение 4 Помощь ветерану Великой Отечественной войны В.И.Каплину
Посадка картошки у ветерана М.Ф.Русаковой
Приложение 5 Встреча с несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей
Приложение 6 Субботник «Чистый парк»
Приложение 7 Трудовой десант на мемориале «Щученский плацдарм»
Приложение 8 Выращивание рассады цветов для озеленения территории школы и села
Приложение 9 Анкета «Социально значимая деятельность обучающихся»
2. Вы в этом заинтересованы? «да» - 100,00% 3. Вы в этом участвуете? «да» - 100,00% 4. На решение какой проблемы вы бы потратили 100 рублей? а) помощь детям-сиротам; «да» - 100,00% б) помощь инвалидам; «да» - 100,00% в) помощь бездомным людям; «да» - 80,00% г) помощь одиноким старикам; «да» - 100,00% д) помощь бездомным животным; «да» - 60,00% е) экологической проблемы (уборка мусора). – «да» - 60,00% 5. В каком проекте вы бы участвовали? а) помощь детям-сиротам, инвалидам, бездомным людям, одиноким старикам, бездомным животным; «да» - 80,00% б) решение экологических проблем; «да» - 60,00% в) благоустройство школьной территории; «да» - 80,00% г) благоустройство села Щучье; «да» - 80,00% д) благоустройство мемориала «Щученский плацдарм» и братской могилы; «да» - 100,00% е) озеленение кабинетов и школы. «да» - 60,00% 6. Каким должен быть результат вашей деятельности? а) устная благодарность; «да» - 80.00% б) денежное вознаграждение. «да» - 20,00% Приложение 10 Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?» 1. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо? «нет» - 100,00% 2. Когда вы что-либо делаете, интересуетесь ли вы, чем заняты ваши друзья? «да» - 80,00% 3. Трудно ли вам переключиться с одного урока на следующий? «нет» - 80,00% 4. Доводите ли вы до конца работу, если предстоит другая, более интересная? «да» - 100,00% 5. Трудно ли вам отказаться от привычки, даже если она вам самому не приятна? «нет» - 80,00% 6. Легко ли вам даётся смена видов деятельности? «да» - 80.00% 7. Расстраивает ли вас даже незначительное нарушение ваших планов? «нет» - 80,00%
| |
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |