Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
В категории материалов: 67 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Со смешанным чувством берёшь в руки новую книгу: впустит ли автор тебя в свой художественный мир? раскроет ли свои тайны? или ты так и останешься поверхностным читателем? Я держу в руках сборник стихотворений Александра Борисовича Ромахова «Шестая жизнь», который был издан в Воронеже в 2022 году. На презентацию книги в Лискинский краеведческий музей, инициатор издания, собрались почитатели творчества поэта. Каждый получил заветный экземпляр в твёрдой глянцевой обложке – 348 страниц стихов и писем Ромахова. Известные любителям поэзии и ещё ни разу не публиковавшиеся произведения. Читая и перечитывая Александра Ромахова, думаешь: сколько прекрасных стихов! на чём остановиться? о чём поговорить с единомышленниками? Давайте обратим внимание на лирического героя его поэзии. Напомню, что лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, чьи переживания, мысли и чувства отражены в нём. Сравним два стихотворения – «Это будет завтра, в день туманный…» и «А милы, ей-Богу же, мне Лиски!»
|
*** Полёт листка иль росчерк метеорный – Осенняя оконченность орбит… Пусть ничему не ведом круг повторный, Земле ещё не всё принадлежит… Не всё ещё опало и пропало, – Сквозь лес смотреть, пожалуй, погоди… Но даже вскользь – куда заметней стало, Как измельчали за сентябрь дожди…
*** Это будет завтра, в день туманный; Будто промельк вызревших орбит; Осень-Будда выйдет из нирваны, Листья улетят в пустой зенит. Тишина – что кажется, на грани Всех безмолвий, и шагни вперёд – Каруселью скрипнет мирозданье, И, опомнясь, время потечёт.
|
Правила жизни лицеистаИмператорский Царскосельский лицей прославился во многом благодаря самому известному выпускнику — Александру Сергеевичу Пушкину, воспевшему в своих стихах лицейское братство. Действительно, вольный лицейский дух был нетипичным для своего времени. Лицей, основанный в 1810 году по указу императора Александра I, предназначался для подготовки дворянских детей (естественно, только мальчиков) к государственной службе. Предполагалось, что здесь будут воспитываться младшие братья императора Николай и Михаил, но начавшаяся в 1812 году Отечественная война этому помешала. Впрочем, и без того первый курс стал по-настоящему звездным: Пушкин, Дельвиг, Данзас, Горчаков, Кюхельбекер, Пущин и другие. Лицей просуществовал более ста лет, в 1843 году переехал в Петербург, а в 1918 году был закрыт.
|
"Туда ему и дорога". Как Николай Мартынов объяснил, за что он убил Лермонтова15 июля 1841 года на горе Машук в Пятигорске прозвучал роковой выстрел, прервавший жизненный путь великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. За четыре года до этого события в Петербурге на Черной речке от руки Жоржа Дантеса пал Пушкин и солнце русской поэзии закатилось. Закатилось, чтобы взойти вновь в обличии юного Лермонтова. И вот - опять. Опять закат. Но на этот раз "пустое сердце билось ровно" не в груди французского карьериста. Убийцей Лермонтова, лишившим свое Отечество величайшего поэта, был русский человек, солдат, патриот - Николай Соломонович Мартынов. |
Что означает слово "мадригал" и как оно появилось?Ирина Добровецкая. Мадригал. 2009. Частное собрание В русский язык слово «мадригал» пришло из итальянского. А итальянское madrigale восходит к латинскому mandrialis, что переводится как «сочинение на родном языке». Первые мадригалы появились в Италии в начале XIV века — в эпоху Возрождения. Это были небольшие любовные стихотворения. Строгих правил формы и композиции у мадригалов не было. Но, как правило, они состояли из нескольких трехстрочных строф и одной — заключительной — двухстрочной. Смотри, Любовь: для донны молодой Отрывок из мадригала Франческо Петрарки Уже в середине XIV века мадригалами стали называть маленькие музыкальные пьесы для двух-шести голосов. Для них было характерно свободное построение и обилие сюжетов. Композиторы часто использовали этот жанр для экспериментов. Существовали любовные, религиозные, юмористические мадригалы. Музыкальные мадригалы были популярны вплоть до конца XVI века в Италии, Германии, Испании, Англии и других странах Европы. Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке. Тогда стало модно писать небольшие стихотворения-комплименты для гостей салонов, творческих вечеров. Их сочиняли Антуан де Рамбуйе Ла Саблиер, Жан де Лафонтен, Шарль-Огюст де Лафар. Из французской литературы в XVIII веке мадригалы позаимствовали русские поэты. Свои стихотворения такого жанра они обычно посвящали женщинам. Мадригалы писали Николай Карамзин, Александр Сумароков, Василий Пушкин. Иногда поэты использовали один и тот же текст несколько раз. Поэтому в своих стихотворных комплиментах они либо не упоминали имен, либо заменяли их на условно-поэтические — Алина, Селина, Лила. По чести, от тебя не можно глаз отвесть; Мадригал поэта Ивана Дмитриева, 1795 год Мадригалы были популярны и в XIX веке. Их писали Александр Пушкин, Константин Батюшков и Михаил Лермонтов. Однако со временем жанр изменился. Поэты стали пародировать такие стихотворения из-за часто повторяющихся эпитетов и конструкций. Поэтому уже в 1860-х мадригалы сочинять перестали. |
«Мама Женя»: почему Владимира Высоцкого воспитывала мачеха, а не родная мать, и какую роль она сыграла в его судьбеФото: foto-history.livejournal.com советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен - Владимир Семенович Высоцкий в детстве со своей мачехой - Евгенией Степановной Лихалатовой Он стал легендой отечественной музыки и кинематографа еще при жизни, а за созданный им образ оперативного сотрудника МУРа – Глеба Жиглова из культового детективного мини-сериала «Место встречи изменить нельзя», Высоцкий был отмечен Государственной премией СССР. Творчество Владимира Семеновича довольно сложно однозначно квалифицировать, потому как он постоянно экспериментировал и выходил за привычные рамки, расширяя их. Примечательно, что сам артист не считал себя бардом, как его называли и продолжают называть по сей день. Особую роль в судьбе и становлении Высоцкого как творческой личности сыграла его мачеха – Евгения Степановна Лихалатова, которую артист ласково называл «Мама Женя». После развода родителей отец через суд забрал сынишку у бывшей жены, и именно вторая супруга Семена Владимировича (Вольфовича) Высоцкого, по большей части, занималась воспитанием маленького Володи. Фото: www.vokrug.tv актер Владимир Семёнович Высоцкий - лауреат Государственной премии СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" сожительствовал с другой женщиной – Евгенией Степановной Лихалатовой, с которой познакомился в период службы в Главном управлении связи Красной армии.Развод родителей оставил глубокий след в душе мальчика, а позже отразился и в его творчестве. Это событие Высоцкий, в частности, упоминает в автобиографической композиции «Баллада о детстве», где есть такие строки: «Возвращались отцы наши, братья / По домам — по своим да чужим..».
|
Сёстры Эфрон: Ариадна и Ирина. Разные судьбы дочерей Марины ЦветаевойМарина Цветаева сама была нелюбимым ребенком. Родившись в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его второй супруги - пианистки Марии Мейн, Марина была третьим ребенком. От первого брака отца подрастали брат Андрей и сестра Валерия, а через два года после появления Марины родилась Анастасия. Когда 23-летняя Мария Мейн вступила в брак с 44-летним вдовцом, то была уверена: муж продолжал обожать свою покойную жену Варвару - ее портрет так навсегда и остался висеть в гостиной. К детям Мария относилась сдержанно и неласково. У Марины обнаружились способности к музыке, и ее мать мечтала, что она станет пианисткой, а дочь хотела писать стихи, и это безмерно раздражало Марию. Марине попросту не давали бумагу, а найденные "вирши" родительница издевательски торжественно зачитывала вслух, чтобы продемонстрировать всю их бездарность и глупость: "Ты лети, мой конь ретивый, Чрез моря и чрез луга, И, потряхивая гривой, Отнеси меня туда!" Зачитав, мать издевательски и веско поинтересовалась: "Куда -туда?" Все захохотали: Мария - торжествующе, Иван Владимирович, не вполне понимающий, что происходит, добродушно, студент-репетитор - угодливо, брат Андрей и младшая сестра Ася - просто в подражание взрослым.
|
Я — Есенин. История жизни сына великого поэта |
Задание 9. В каких произведениях отечественной литературы звучат воспоминания героев о своём детстве и в чём эти произведения можно сопоставить с «Антоновскими яблоками»? Воспоминания героев о своём детстве звучат в романе И.А.Гончарова «Обломов» (1859) и пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (1903). В романе Гончарова воспоминания о детстве приходят к главному герою во сне. Илья Ильич видит «мать», которая его «отпускала гулять в сад…с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного»; «он с нетерпением дожидался…мгновения», когда нянька засыпала и «начиналась его самостоятельная жизнь»: «барчонок» «лазил на голубятню, забирался в глушь сада», «в канаву». «Барчук» из «Антоновских яблок» более свободен: он выбегает в сад даже ночью и стреляет из одностволки сторожа, что невозможно для слишком опекаемого Илюши Обломова. Возвратившись в родной дом после долгой разлуки, чеховская героиня Любовь Андреевна Раневская «ходит в сильном волнении», разговаривает с вещами: «Шкафик мой родной…(Целует шкаф.) Столик мой». В своём монологе о детстве Раневская так же, как герои Гончарова и Бунина, вспоминает сад: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро... О сад мой! …ты …полон счастья…» Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях звучат радостные воспоминания героев о своём счастливом детстве в родительском поместье, и воспоминания эти связаны с садом. |
Задание 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы? (И.А.Бунин «Антоновские яблоки») Заключительная фраза фрагмента рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» (1900) – «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» – подытоживает содержание воспоминаний рассказчика о своём детстве. Автор описывает запахи, звуки, «сказочные картины» деревенской осенней ночи: «душистый дым вишнёвых сучьев», шуршание «сухой листвы», «огнистыми полосками падающие звёзды». «Барчук» ночью выбегает в сад, слушает звуки проходящего поезда и с разрешения сторожа Николая, как взрослый, стреляет из ружья. Рассказчик вспоминает детство как счастливую, свободную, безмятежную пору своей жизни. Следовательно, восклицание «как хорошо жить на свете!» предаёт трепетное состояние автора-рассказчика, подводящего итог своим неомрачённым детским воспоминаниям. |