Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

В категории материалов: 67
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Со смешанным чувством берёшь в руки новую книгу: впустит ли автор тебя в свой художественный мир? раскроет ли свои тайны? или ты так и останешься поверхностным читателем?

Я держу в руках сборник стихотворений Александра Борисовича Ромахова «Шестая жизнь», который был издан в Воронеже в 2022 году. На презентацию книги в Лискинский краеведческий музей, инициатор издания, собрались почитатели творчества поэта. Каждый получил заветный экземпляр в твёрдой глянцевой обложке – 348 страниц стихов и писем Ромахова. Известные любителям поэзии и ещё ни разу не публиковавшиеся произведения.

Читая и перечитывая Александра Ромахова, думаешь: сколько прекрасных стихов! на чём остановиться? о чём поговорить с единомышленниками?

Давайте обратим внимание на лирического героя его поэзии. Напомню, что лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, чьи переживания, мысли и чувства отражены в нём.

Сравним два стихотворения – «Это будет завтра, в день туманный…» и «А милы, ей-Богу же, мне Лиски!»

 

 

Литература | Просмотров: 93 | Добавил: луна | Дата: 26.11.2022 | Комментарии (1)

                              ***

Полёт листка иль росчерк метеорный –

Осенняя оконченность орбит…

Пусть ничему не ведом круг повторный,

Земле ещё не всё принадлежит…

Не всё ещё опало и пропало, –

Сквозь лес смотреть, пожалуй, погоди…

Но даже вскользь –

                            куда заметней стало,

Как измельчали за сентябрь дожди…

 

                         ***

Это будет завтра,

                  в день туманный;

Будто промельк вызревших орбит;

Осень-Будда выйдет из нирваны,

Листья улетят в пустой зенит.

Тишина – что кажется, на грани

Всех безмолвий,

                 и шагни вперёд –

Каруселью скрипнет мирозданье,

И, опомнясь, время потечёт.

 

Литература | Просмотров: 136 | Добавил: луна | Дата: 01.10.2022 | Комментарии (1)

Правила жизни лицеиста

Клюквенные дуэли, монаршее негодование, карцер и лучшая на свете отметка — кол

Императорский Царскосельский лицей прославился во многом благодаря самому известному выпускнику — Александру Сергеевичу Пушкину, воспевшему в своих стихах лицейское братство. Действительно, вольный лицейский дух был нетипичным для своего времени.

Лицей, основанный в 1810 году по указу императора Александра I, предназначался для подготовки дворянских детей (естественно, только мальчиков) к государственной службе. Предполагалось, что здесь будут воспитываться младшие братья императора Николай и Михаил, но начавшаяся в 1812 году Отечественная война этому помешала. Впрочем, и без того первый курс стал по-настоящему звездным: Пушкин, Дельвиг, Данзас, Горчаков, Кюхельбекер, Пущин и другие.

Лицей просуществовал более ста лет, в 1843 году переехал в Петербург, а в 1918 году был закрыт.

 

 

Литература | Просмотров: 228 | Добавил: луна | Дата: 12.02.2022 | Комментарии (1)

"Туда ему и дорога". Как Николай Мартынов объяснил, за что он убил Лермонтова

 

15 июля 1841 года на горе Машук в Пятигорске прозвучал роковой выстрел, прервавший жизненный путь великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. За четыре года до этого события в Петербурге на Черной речке от руки Жоржа Дантеса пал Пушкин и солнце русской поэзии закатилось. Закатилось, чтобы взойти вновь в обличии юного Лермонтова. И вот - опять. Опять закат.

Но на этот раз "пустое сердце билось ровно" не в груди французского карьериста. Убийцей Лермонтова, лишившим свое Отечество величайшего поэта, был русский человек, солдат, патриот - Николай Соломонович Мартынов.

Литература | Просмотров: 137 | Добавил: луна | Дата: 09.02.2022 | Комментарии (1)

Что означает слово "мадригал" и как оно появилось?

Мадригал — это небольшое стихотворение-комплимент. Обычно такие произведения посвящали дамам.

Ирина Добровецкая. Мадригал. 2009. Частное собрание

Ирина Добровецкая. Мадригал. 2009. Частное собрание

В русский язык слово «мадригал» пришло из итальянского. А итальянское madrigale восходит к латинскому mandrialis, что переводится как «сочинение на родном языке».

Первые мадригалы появились в Италии в начале XIV века — в эпоху Возрождения. Это были небольшие любовные стихотворения. Строгих правил формы и композиции у мадригалов не было. Но, как правило, они состояли из нескольких трехстрочных строф и одной — заключительной — двухстрочной.

Смотри, Любовь: для донны молодой
И власть твоя, и скорбь моя презренна.
О, как она меж двух врагов надменна!
<...>
Я полонен; но если, сострадая,
Могла б помочь ты силой стрел твоих, —
Отмсти, Владычица, за нас двоих!

Отрывок из мадригала Франческо Петрарки

Уже в середине XIV века мадригалами стали называть маленькие музыкальные пьесы для двух-шести голосов. Для них было характерно свободное построение и обилие сюжетов. Композиторы часто использовали этот жанр для экспериментов. Существовали любовные, религиозные, юмористические мадригалы.

Музыкальные мадригалы были популярны вплоть до конца XVI века в Италии, Германии, Испании, Англии и других странах Европы.

Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке. Тогда стало модно писать небольшие стихотворения-комплименты для гостей салонов, творческих вечеров. Их сочиняли Антуан де Рамбуйе Ла Саблиер, Жан де Лафонтен, Шарль-Огюст де Лафар.

Из французской литературы в XVIII веке мадригалы позаимствовали русские поэты. Свои стихотворения такого жанра они обычно посвящали женщинам. Мадригалы писали Николай Карамзин, Александр Сумароков, Василий Пушкин. Иногда поэты использовали один и тот же текст несколько раз. Поэтому в своих стихотворных комплиментах они либо не упоминали имен, либо заменяли их на условно-поэтические — Алина, Селина, Лила.

По чести, от тебя не можно глаз отвесть;
Но что к тебе влечет?.. загадка непонятна!
Ты не красавица, я вижу... а приятна!
Ты б лучше быть могла: но лучше так, как есть.

Мадригал поэта Ивана Дмитриева, 1795 год

Мадригалы были популярны и в XIX веке. Их писали Александр Пушкин, Константин Батюшков и Михаил Лермонтов. Однако со временем жанр изменился. Поэты стали пародировать такие стихотворения из-за часто повторяющихся эпитетов и конструкций. Поэтому уже в 1860-х мадригалы сочинять перестали.

Литература | Просмотров: 156 | Добавил: луна | Дата: 09.02.2022 | Комментарии (1)

«Мама Женя»: почему Владимира Высоцкого воспитывала мачеха, а не родная мать, и какую роль она сыграла в его судьбе

Вдающийся советский актер, автор и исполнитель песен – Владимир Семенович Высоцкий ушел из жизни более четырех десятков лет назад.

Фото: foto-history.livejournal.com советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен - Владимир Семенович Высоцкий в детстве со своей мачехой - Евгенией Степановной Лихалатовой

Фото: foto-history.livejournal.com советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен - Владимир Семенович Высоцкий в детстве со своей мачехой - Евгенией Степановной Лихалатовой

Он стал легендой отечественной музыки и кинематографа еще при жизни, а за созданный им образ оперативного сотрудника МУРа – Глеба Жиглова из культового детективного мини-сериала «Место встречи изменить нельзя», Высоцкий был отмечен Государственной премией СССР.

Творчество Владимира Семеновича довольно сложно однозначно квалифицировать, потому как он постоянно экспериментировал и выходил за привычные рамки, расширяя их. Примечательно, что сам артист не считал себя бардом, как его называли и продолжают называть по сей день.

Особую роль в судьбе и становлении Высоцкого как творческой личности сыграла его мачеха – Евгения Степановна Лихалатова, которую артист ласково называл «Мама Женя». После развода родителей отец через суд забрал сынишку у бывшей жены, и именно вторая супруга Семена Владимировича (Вольфовича) Высоцкого, по большей части, занималась воспитанием маленького Володи.

Фото: www.vokrug.tv актер Владимир Семёнович Высоцкий - лауреат Государственной премии СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя"

Фото: www.vokrug.tv актер Владимир Семёнович Высоцкий - лауреат Государственной премии СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя"

  сожительствовал с другой женщиной – Евгенией Степановной Лихалатовой, с которой познакомился в период службы в Главном управлении связи Красной армии.

Развод родителей оставил глубокий след в душе мальчика, а позже отразился и в его творчестве. Это событие Высоцкий, в частности, упоминает в автобиографической композиции «Баллада о детстве», где есть такие строки: «Возвращались отцы наши, братья / По домам — по своим да чужим..».

 

Литература | Просмотров: 168 | Добавил: луна | Дата: 22.11.2021 | Комментарии (1)

Сёстры Эфрон: Ариадна и Ирина. Разные судьбы дочерей Марины Цветаевой

 

Марина Цветаева сама была нелюбимым ребенком. Родившись в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его второй супруги - пианистки Марии Мейн, Марина была третьим ребенком. От первого брака отца подрастали брат Андрей и сестра Валерия, а через два года после появления Марины родилась Анастасия.

Когда 23-летняя Мария Мейн вступила в брак с 44-летним вдовцом, то была уверена: муж продолжал обожать свою покойную жену Варвару - ее портрет так навсегда и остался висеть в гостиной. К детям Мария относилась сдержанно и неласково.

У Марины обнаружились способности к музыке, и ее мать мечтала, что она станет пианисткой, а дочь хотела писать стихи, и это безмерно раздражало Марию. Марине попросту не давали бумагу, а найденные "вирши" родительница издевательски торжественно зачитывала вслух, чтобы продемонстрировать всю их бездарность и глупость:

"Ты лети, мой конь ретивый,

Чрез моря и чрез луга,

И, потряхивая гривой,

Отнеси меня туда!"

Зачитав, мать издевательски и веско поинтересовалась: "Куда -туда?" Все захохотали: Мария - торжествующе, Иван Владимирович, не вполне понимающий, что происходит, добродушно, студент-репетитор - угодливо, брат Андрей и младшая сестра Ася - просто в подражание взрослым.

 

Литература | Просмотров: 347 | Добавил: луна | Дата: 21.11.2021 | Комментарии (1)

Я — Есенин.  История жизни сына великого поэта

Константин Сергеевич Есенин родился 3 февраля 1920 года. Он был сыном великого поэта и Зинаиды Райх.

Знаменитые родители Константина развелись, и мать вскоре вышла замуж за Мейерхольда. Константин рос на его даче в Горенках вместе с сестрой Таней.

Константину Есенину было 19 лет, когда фактически усыновивший его Мейерхольд — юноша звал его папой — был арестован. Позднее его приговорили к расстрелу. Не прошло и месяца после ареста, как была зверски убита Зинаида Райх. Неизвестные проникли в её квартиру и нанесли актрисе 17 ножевых ранений. Она умерла по дороге в больницу.

Есенины лишились отчима, матери и крова — московская квартира родителей была конфискована. Приютом для Константина и Татьяны, а также домработницы Лидии Чарнецкой, которой посчастливилось выжить в ночь нападения, стала дача в Горенках.

В ноябре 1941 года студент 4-го курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин добровольцем ушёл на фронт. Перед уходом в армию Константин отнёс чемодан, набитый бумагами и редкими изданиями отца, на хранение Софье Андреевне Толстой, которая сберегла и возвратила ему всё после войны. Но многие вещи отца, которые достались Константину по наследству, остались бесхозными на даче в Балашихе.

В конце войны Константин Сергеевич после ранения заехал в Москву. Это спасло от неминуемой гибели некоторые ценные есенинские реликвии.

«Как-то после ранения, после госпиталя, уже в самом конце войны, — писал Константин Есенин, — я, будучи на короткой побывке в Москве, заехал на дачу. Весь архив был в плохом состоянии. За несколько часов, что я был на даче, мне удалось кое-что выбрать из этой смерзшейся груды».

Воевал Константин Сергеевич достойно, о чём свидетельствуют ордена и медали. Летом 1944 года во время одного из боёв погибли командир первой роты штурмового батальона и его заместитель по политической части. Младший лейтенант Константин Есенин принял командование и повёл бойцов за собой в атаку. Разрывная пуля пробила ему легкие. Вскоре родные Константина Есенина получили извещение о его гибели…

Но известие о смерти Константина Есенина оказалось ошибочным. Его, тяжелораненого, в бессознательном состоянии доставила в госпиталь медицинская сестра из другой части. Он выжил, но об этом в штабе не знали. Третий орден Красной Звезды нашёл героя через долгие годы после окончания войны. На спине после операции остался шов длиной в 17 сантиметров…

 

Литература | Просмотров: 178 | Добавил: луна | Дата: 07.11.2021 | Комментарии (1)

Задание 9. В каких произведениях отечественной литературы звучат воспоминания героев о своём детстве и в чём эти произведения можно сопоставить с «Антоновскими яблоками»?

Воспоминания героев о своём детстве звучат в романе И.А.Гончарова «Обломов» (1859) и пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (1903).

В романе Гончарова воспоминания о детстве приходят к главному герою во сне.  Илья Ильич видит «мать», которая его «отпускала гулять в сад…с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного»; «он с нетерпением дожидался…мгновения», когда нянька засыпала и «начиналась его самостоятельная жизнь»:  «барчонок» «лазил на голубятню, забирался в глушь сада», «в канаву». «Барчук» из «Антоновских яблок» более свободен: он выбегает в сад даже ночью и стреляет из одностволки сторожа, что невозможно для слишком опекаемого Илюши Обломова.

Возвратившись в родной дом после долгой разлуки, чеховская героиня Любовь Андреевна Раневская «ходит в сильном волнении», разговаривает с вещами: «Шкафик мой родной…(Целует шкаф.) Столик мой». В своём монологе о детстве Раневская так же, как герои Гончарова и Бунина, вспоминает сад: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро... О сад мой! …ты …полон счастья…»

Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях звучат радостные воспоминания героев о своём счастливом детстве в родительском поместье, и воспоминания эти связаны с садом.

Литература | Просмотров: 5671 | Добавил: луна | Дата: 27.06.2021 | Комментарии (0)

Задание 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы?  (И.А.Бунин «Антоновские яблоки»)

Заключительная фраза фрагмента рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» (1900)  «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» подытоживает содержание воспоминаний рассказчика о своём детстве.

Автор описывает запахи, звуки, «сказочные картины» деревенской осенней ночи: «душистый дым вишнёвых сучьев», шуршание «сухой листвы», «огнистыми полосками падающие звёзды». «Барчук» ночью выбегает в сад, слушает звуки проходящего поезда и с разрешения сторожа Николая, как взрослый, стреляет из ружья. Рассказчик вспоминает детство как счастливую, свободную, безмятежную пору своей жизни.

Следовательно, восклицание «как хорошо жить на свете!» предаёт трепетное состояние автора-рассказчика, подводящего итог своим неомрачённым детским воспоминаниям.

Литература | Просмотров: 2505 | Добавил: луна | Дата: 27.06.2021 | Комментарии (0)