Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

В категории материалов: 67
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 ... 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

САША ЧЁРНЫЙ

Из «шмецких» воспоминаний*

Посв. А. Григорьеву

У берега моря кофейня. Как вкусен густой шоколад!
Лиловая жирная дама глядит у воды на закат.

– Мадам, отодвиньтесь немножко! Подвиньте ваш грузный баркас.
Вы задом заставили солнце, – а солнце прекраснее вас…

Сосед мой краснеет, как клюква, и смотрит сконфуженно вбок.
– Не бойся! Она не услышит: в ушах ее ватный клочок.

По тихой веранде гуляет лишь ветер да пара щенят,
Закатные волны вскипают, шипят и любовно звенят.

Весь запад в пунцовых пионах, и тени играют с песком,
А воздух вливается в ноздри тягучим парным молоком.

– Михайлович, дай папироску! – Прекрасно сидеть в темноте,
Не думать и чувствовать тихо, как краски растут в высоте.

О, море верней валерьяна врачует от скорби и зла…
Фонарщик зажег уже звезды, и грузная дама ушла.

Над самой водою далеко, как сонный усталый глазок,
Садится в шипящее море цветной, огневой ободок.

До трех просчитать не успели, он вздрогнул и тихо нырнул,
А с моря уже доносился ночной нарастающий гул…

<1909>
 

Литература | Просмотров: 155 | Добавил: луна | Дата: 18.06.2021 | Комментарии (1)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Михаил Матусовский

Литература | Просмотров: 160 | Добавил: луна | Дата: 13.06.2021 | Комментарии (0)

Задание 9.  В каких произведениях отечественной классики присутствуют образы обывателей и в чём их можно сопоставить с чеховским Николаем Ивановичем?

Образы обывателей присутствуют в таких произведениях отечественной классики, как роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869) и сказка-притча М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» (1883).

Обыватель многолик. Толстой изображает обывателем полковника Берга. На фоне высоких патриотических чувств героев романа особенно заметны алчность, хитрость, стремление к материальной выгоде Берга, который по дешёвке скупает мебель в оставляемой жителями Москве. Авторское отношение к нравственно ничтожному персонажу показывает развёрнутая антитеза об интонации речи полковника: «…мужественные и древние подвиги, –  сказал он скороговоркой» о героизме русских войск –  «Берг невольно перешёл в тон радости…, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет». Так же ограничены собственным благополучием мысли Николая Ивановича из рассказа А.П.Чехова: «…он любил читать газеты, но читал в них одни только объявления» о продаже усадеб.

У Салтыкова-Щедрина обыватель представлен в виде мелкой, жалкой рыбёшки пескаря, дрожащего за собственную шкуру. Обустройство пескарём своей жизни («нору для себя … придумал … Долбил он носом эту нору целый год…») напоминает старания чеховского Николя Ивановича, который много лет «копил», «страшно жадничал», чтобы «купить себе маленькую усадебку». Приговором звучит горькая ирония сатирика, которую можно отнести ко всем обывателям: «Никому от них ни тепло, ни холодно…живут, даром место занимают…»

Итак, в произведениях Чехова, Салтыкова-Щедрина, Толстого образы обывателей вызывают неприязнь примитивностью существования: они воспринимают жизнь как «усадебку», «нору», «шифоньерку и туалет».

Литература | Просмотров: 2138 | Добавил: луна | Дата: 02.06.2021 | Комментарии (1)

Задание 8. Какой смысл названия чеховского произведения раскрывается в приведенном фрагменте? (А.П.Чехов «Крыжовник»)

В приведённом фрагменте рассказа А.П.Чехова крыжовник становится приметой обывательщины, равнодушия к общественной жизни, личного материального благополучия и духовной ограниченности.

Брат рассказчика, мелкий чиновник казённой палаты Николай «мечтал» «купить себе маленькую усадебку», в которой «непременно» был бы «крыжовник». Навязчивость идеи героя автор подчёркивает, используя лексический повтор «был крыжовник», «не было крыжовника», «крыжовник растёт», «d) крыжовник», так что читатель невольно начинает представлять себе этот обыкновенный низкорослый колючий кустарник с маленькими зелёными кисловатыми ягодами и удивляться мечте Николая.

Как антитеза «идеи» чиновника звучат слова рассказчика: «Человеку» нужен «весь земной шар», чтобы «проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Таким образом, крыжовник в названии чеховского произведения –  символ непритязательной, приземлённой, мелкой мечты духовно ограниченного человека.

Литература | Просмотров: 3712 | Добавил: луна | Дата: 01.06.2021 | Комментарии (0)

Задание 9. В каких произведениях русской классики авторы обращались к теме народного бунта, и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Капитанской  дочкой»?

К теме народного бунта обращались А.Н.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1877) и М.И.Цветаева в стихотворении «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» (1920).

Некрасов описывает крестьянское восстание против жестокого немца-управляющего Фогеля, у которого «хватка мёртвая:/Пока не пустит по миру,/Не отойдя сосёт!» «Осьмнадцать лет терпели мы», но «наши топоры/Лежали – до поры!» –  замечает зачинщик мятежа Савелий. Ненавистного Фогеля, который «до нитки разорил» крестьян, они заживо закопали в землю «девятью лопатами». В пушкинской «Капитанской дочке» пугачёвцы поют о таких орудиях народного возмездия, как «булатный нож», «тугой лук», «калёны стрелы».  

 Отношение Цветаевой к народным восстаниям резко отрицательное. В стихотворении «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» она изображает время, когда «брат восстал на брата» – гражданскую войну 1918-1920 годов как кровавую резню: «Белый был – красным стал:/Кровь обагрила./Красный был – белым стал:/Смерть побелила». Произведение написано в жанре похоронного причитания о гибнущих сыновьях одной матери – России: «И красный, и белый:/ – Мама!»  В «Капитанской дочке» при описании «людей, обречённых виселице» звучит тот же мотив «ужаса» и сочувствия к судьбе  бессмысленно погибающих.

Итак, Пушкин и Некрасов в своих произведениях обращают внимание на то, что в момент вспышки народного гнева в ход идут «нож», «топоры», «лопаты». Также в стихотворении Цветаевой, как и у Пушкина, милосердие, сострадание выше ненависти, выше справедливого и беспощадного наказания уже наказанным братоубийственной войной.

Литература | Просмотров: 1192 | Добавил: луна | Дата: 30.05.2021 | Комментарии (1)

Задание 8.  В чём двойственность отношений автора и его героя к явлению «русского бунта»? (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

В данном фрагменте читатель видит Пугачёва и его соратников глазами А.С.Пушкина, историка и писателя, и Петра Андреевича Гринёва, пожилого человека, вспоминающего события своей молодости, отсюда и двойственность отношений автора и его героя к явлению «русского бунта».

Историк-Пушкин, как и немолодой помещик Гринёв, объективно оценивают крестьянскую войну 1773-1775 годов и её предводителей.  «Странный военный совет» Пугачёва им видится «сборищем» казаков, которые сидят за столом «в шапках…, разгорячённые вином, с красными рожами». Спетая песня характеризует пугачёвцев как разбойников, для которых «товарищи» – «тёмная ночь», «булатный нож», «добрый конь», «тугой лук».  

Пушкин-писатель и юный офицер Пётр Гринёв обращают внимание на проявление свободы, человечности, на равноправное участие всех казаков в «военном совете»: «Все обходились между собой как товарищи», «каждый предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачёва». «Любимая» «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обречёнными виселице» потрясает «каким-то пиитическим ужасом» и вызывает сострадание к судьбе обречённых.  

Таким образом, автор романа и его герой при описании «русского бунта» больше сочувствуют восставшим, чем осуждают мятеж. По словам Марины Цветаевой, «в «Капитанской дочке» Пушкин-историограф побит Пушкиным-поэтом».  

Литература | Просмотров: 868 | Добавил: луна | Дата: 30.05.2021 | Комментарии (1)

Задание 9. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, лицемерящие ради достижения своих целей, и в чём  этих персонажей можно сопоставить с героем приведённого фрагмента?

Персонажи, лицемерящие ради достижения своих целей, изображены в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824) и романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Цели у Молчалина, «секретаря Фамусова», и Ситникова, сына откупщика, различны.

Цель Молчалина – карьера. Беспринципный низкопоклонник и делец, он не имеет представления о долге и чести и готов на любую подлость ради достижения цели. Манера говорить подчёркивает всю низость его натуры. К Фамусову, своему начальнику, он обращается с подчёркнутой почтительностью, прибавляя подобострастно с: «я-с», «с бумагами-с». В диалоге с Хлёстовой, «свояченицей Фамусова», он льстив и вкрадчив: « Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка,/Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка!»  Таков же и приезжий в поэме «Мёртвые души», который подхалимничает губернатору, что «в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные».

Цель Ситникова – стать другом и соратником Базарова. Ситников сам себя называет «старинным знакомым Евгения Васильевича» и «его учеником». И.С.Тургенев сатирически изображает  его стремление во что бы то ни стало показать себя последователем Базарова, с которым Ситников разговаривает, «подобострастно забегая то справа, то слева». «Старинный знакомый Евгения Васильевича» постоянно повторяет его мысли, слова, манеру разговора: говорит  «отрывисто, в подражание Базарову», радуется «случаю резко выразиться в присутствии человека, перед которым раболепствовал».  Так и приезжий у Н.В.Гоголя использует лесть, чтобы стать на короткой ноге с городскими чиновниками: «полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников».

Таким образом, в поэме «Мёртвые души», комедии «Горе от ума» и романе «Отцы и дети» изображены безнравственные персонажи-подхалимы, раболепно лицемерящие ради достижения желанных целей.

 

Литература | Просмотров: 3112 | Добавил: луна | Дата: 22.05.2021 | Комментарии (0)

Задание 8. Какие черты личности приезжего раскрываются в приведённом фрагменте? (Н.В.Гоголь.«Мёртвые души»)

Н.В.Гоголь раскрывает многоликость приезжего в отношениях с людьми.  Постоянно меняя свой облик, герой «Мёртвых душ» тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели.

 Автор описывает, как  тонко рассчитал  свои ходы его герой: «приезжий оказал необыкновенную деятельность насчёт визитов». В разговоре с «властителями он очень искусно умел польстить каждому», «что очень им понравилось». Приезжий по-особому подошёл к каждому должностному лицу, сумел мгновенно приспособиться к характеру каждого чиновника, в результате чего все сделали «ему приглашение пожаловать» с ответным визитом.

Гоголь изображает неуловимость и неприметность героя поэмы: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами…» Ничего определённого так и не «узнали в городе об этом новом лице…»

Автор подчёркивает внешнюю опрятность своего героя, «внимательность к туалету», его любовь к чистоте, хорошей, модной одежде. Но внешняя чистота приезжего контрастирует с его внутренней грязью, нечистоплотностью, способностью не останавливаться ни перед чем для достижения своей основной цели – наживы, приобретательства.

Всё своё умение обворожить, очаровать человека, всю свою проницательность, обходительность и изворотливость этот герой пускает в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Литература | Просмотров: 2479 | Добавил: луна | Дата: 22.05.2021 | Комментарии (0)

Задание 8. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? (А.Н.Островский. «Гроза»)

А.Н.Островский показывает, что семейные отношения в доме Кабановых основаны на лицемерии и унижении человеческой личности.   

Кабаниха – деспот и ханжа, усиливая семейный гнёт, она старается сохранить домостроевские обычаи.  Тихон и его сестра в ответ на тиранию матери изображают из себя послушных детей. Ремарки к репликам Варвары – «про себя», к реплике Тихона – «вздыхая, в сторону».

Кабанова, зная о себе, что «деткам» «проходу не даёт, со свету сживает», в ответ на робкую реплику сына «Нешто, маменька, кто говорит про вас?» мгновенно проявляет свою самовластность, тут же прикрывшись показной добродетелью: ««Уж кабы я слыхала, я бы с тобой, мой милый, не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий!»

Согласно представлениям Кабановой об отношениях свекрови и невестки, она постоянно унижает и обижает Катерину. «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают», – обрывает она Катерину, сказавшую, что она не только называет, но и считает свекровь матерью.

Таким образом, неблагополучные семейные отношения в драме «Гроза» сложились из-за деспотизма и ханжества Кабанихи, подчиняющей всех своей воле.

Литература | Просмотров: 2486 | Добавил: луна | Дата: 07.05.2021 | Комментарии (0)

Задание 9. Какие произведения русской классики, затрагивающие проблему взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н.Островского «Гроза» и чем?

Проблема взаимоотношения поколений затронута в произведениях  Д.И.Фонвизина  «Недоросль» (1872) и А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824).

Нельзя назвать благополучными семейные отношения в комедии «Недоросль». Такая же деспотичная, как и Кабанова в драме «Гроза», Простакова постоянно оскорбляет робкого и безвольного мужа в присутствии сына. Митрофанушка научился лицемерить и лавировать, чтобы угодить матери: «…стану засыпать… и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».  Автор подчёркивает, что оба родителя в глазах Митрофанушки «дрянь».

Старшее поколение в драме «Гроза» и комедии «Горе от ума»   считает, что младшие должны безоговорочно подчиняться их воле и безропотно слушать их бесконечные нотации. В действии первом комедии «Горе от ума» Фамусов читает нравоучения дочери, которая слушает его «сквозь слёзы»: «Вот попрекать мне станут, что без толку всегда журю. Не плачь, я дело говорю…» Такие же «наставления читает» своему сыну и Кабанова: «И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья,  что мать проходу не даёт, со свету сживает», в ответ на несмелую реплику сына «Да смеем ли мы, маменька, подумать!»

Итак, авторы пьес «Гроза», «Недоросль» и «Горе от ума» показывают, что проблема взаимоотношения поколений возникает там, где попирается человеческое достоинство, где утрачиваются взаимопонимание, правдивость и искренность.

Литература | Просмотров: 4058 | Добавил: луна | Дата: 07.05.2021 | Комментарии (0)