Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
В категории материалов: 67 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Фёдор Тютчев |
Задание 17.2. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), объясняется авторской задачей: показать, что может сделать с человеком бесчеловечная идея. В основе образа лежит приём антитезы «добро – зло». Уже фамилия героя указывает на его внутренний раскол, противоречия, отсутствие цельности. Автор подробно описывает, какая отчаянная борьба происходит в человеке между холодным, логическим разумом и сострадательной, легко ранимой душой. Для проверки своей теории «разрешения крови по совести» Раскольников ставит чудовищный эксперимент на себе – убивает старуху-ростовщицу, «вошь», сосущую кровь из людей. Но, вынужденный убить и нечаянную свидетельницу преступления смиренную Лизавету, он почувствовал «ужас и отвращение к тому, что он сделал». Так писатель показывает, что идея Раскольникова изначально обречена на провал: одно преступление неизбежно влечёт за собой другое. Достоевский сталкивает своего героя, недоучившегося студента-юриста, с правоохранительной системой уже через несколько часов после преступления. По дороге в полицию Раскольников думает: «Если спросят, я, может быть, и скажу». Но чувства побеждают разум, и он отказывается от своего намерения, потому что «давешний страх опять охватил его всего, с ног до головы». Напряжённую внутреннюю борьбу совести и разума в Раскольникове автор передаёт в эпизоде признания в убийстве работника Миколки. Вначале «дико смотревший» на мнимого преступника, затем «совершенно уже ободрившийся» настоящий убийца даже обвиняет следователя: «…бедного Миколку вы… терзали и мучили». Едва не явившись причиной гибели Миколки, Раскольников «чувствовал, что поражён». Его состояние – результат победы души над бесчеловечной теорией. Итак, хотя главный герой романа совершает преступление, это не портит его истинного, доброго, великодушного, отзывчивого к чужим несчастьям характера. Та часть сострадательной, совестливой натуры, от которой Родион Раскольников старается всеми силами избавиться, считая своей слабостью, оказывается его силой и спасает его. Так, показав в образе Раскольникова конфликт разума и сердца, Достоевский развенчал безумную идею о «праве на кровь».
|
Задание 17.2. Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»(1866) образ Сони Мармеладовой играет важнейшую роль – воплощает идею автора об утверждении смирения над бунтом. В главном герое Родионе Раскольникове писатель сосредоточил безмерную гордость, индивидуализм, максимализм, безбожие. Соня олицетворяет собой покорность, терпение, жертвенность, бескорыстную христианскую любовь. Она – идеал автора романа и главного героя. Значимым этапом в развенчании бесчеловечной идеи Раскольникова и возрождения его личности становится чтение героями евангельского сюжета о воскресении Лазаря. По мысли Достоевского, подобно тому как Христос воскрешает умершего, Соня воскрешает Раскольникова, который понимает, что в Соне его спасение: «Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёл». Соня не судит Раскольникова за грех убийства, а призывает его «страдание принять и искупить себя им», публично покаяться перед людьми: «…скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлёт». Писатель показывает, как благодаря Соне Раскольников преодолевает состояние безысходности: «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви…». В эпилоге романа терпит крах чудовищная теория Раскольникова. Соня, с её добротой и милосердием, становится частью его существования. Достоевский пишет: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Для авторской идеи важно слово «их», потому что Соня спасает Раскольникова от «своеволия», а Раскольников «восстанавливает», поднимает Соню. По замыслу автора романа, образ Сони Мармеладовой– это воплощение христианского смирения, всепрощения и любви, искупления грехов через страдание. Именно по такому пути, от индивидуалистического бунта к воскрешению души, Достоевский вместе с Соней проводит Раскольникова, «переступившего» закон человеческий и Божий. «…он воскрес, и он знал это…». Человеческое и божеское победило. |
И.А. Бунин |
Никого не будет в доме, |
Задание 17.2.Какую роль играет образ Кулигина в пьесе А.Н.Островского «Гроза»? В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»… эти лица столь же необходимы для пьесы, как и главные… Н.А.Добролюбов В драме А.Н.Островского «Гроза» (1859) основу конфликта составляет столкновение главных героинь Катерины и Кабанихи. Но, по мнению Добролюбова, без второстепенных персонажей «мы…легко можем исказить смысл всей пьесы». И образ философски мыслящего часовщика-самоучки Кулигина играет в развитии сюжета особо важную роль – роль резонёра. Этот драматургический персонаж используется автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц. Действие пьесы начинается репликой Кулигина «с высокого берега Волги»: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Так уже в экспозиции именно Кулигину, тонко чувствующему красоту природы, доверяет автор поделиться тем неизгладимым впечатлением, которое произвели на него волжские места во время путешествия по Волге в апреле – августе 1856 года. Далее в действии первом Кулигин, цитирующий поэтов XVIII века и сам пишущий стихи, делится своими наблюдениями за жизнью города Калинова в монологе: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Драматург использует лексический повтор для усиления своего отношения к степени невежества, грубости и алчности купечества, жизнь которого была ему знакома с детства. Именно к Кулигину приводит автор Тихона со своим горем: «Уж что жена против меня сделала!» Во всём городе только светлая и добрая душа Кулигин может посоветовать: «Вот бы простили ей да не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!» «Что уж говорить!» – признаётся Тихон. В этом диалоге просматривается реминисценция евангельского сюжета «Христос и блудница». В развязке пьесы Островский показывает, что тихий и мирный человек тоже способен на открытый протест самодурству. Слова о погибшей Катерине «тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша…» раскрывают замысел автора – сделать милосердного Кулигина нравственным судьёй «тёмного царства». Итак, Кулигин играет действительно важную роль в драме «Гроза». Он появляется в ключевых эпизодах пьесы. Из всех второстепенных персонажей он наиболее явно противопоставлен «тёмному царству». Кулигин выражает в пьесе позицию автора, осуждающего быт и нравы патриархального купечества. Именно в его монологи А.Н.Островский вкладывает свои мысли и убеждения.
|
Задание 17.2. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») В романе «Отцы и дети» (1862) И.С.Тургенев через столкновение Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым показывает остроту борьбы, которая развернулась между разночинцами-демократами («детьми») и либералами-дворянами («отцами») накануне реформы 1861 года. Братья Кирсановы – лучшие из дворян. Тургенев, который был либералом, дворянином, помещиком, говорил: «Николай Петрович Кирсанов – это я». Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова, потому что сам автор романа их не принимал. Писатель боялся, что высокую культуру может разрушить нигилизм Базарова. Нельзя не согласиться с опасениями Тургенева. Разночинец, человек нового поколения, нигилист Базаров презирает и отрицает всё наследие русского дворянства, мировую культуру, искусство, музыку, поэзию, живопись. Услышав, как Николай Петрович «играл с чувством» «Ожидание» Шуберта, Базаров резко и громко хохочет: «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!» Бестактной насмешке Базарова противопоставлено авторское отношение к прекрасной музыке: «…мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Базаров высмеивает Николая Петровича, читающего Пушкина: «Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду!» Авторская ирония ощущается в концовке этого эпизода, когда Базаров вместо Пушкина советует читать «Stoff und Kraft» («Материя и сила»). В споре с Павлом Петровичем Базаров издевательски оценивает творчество величайшего итальянского художника: «Рафаэль гроша медного не стоит». Писатель вместе с Павлом Петровичем саркастически восклицает: «Браво! браво!... вот как должны современные молодые люди выражаться!» Отрицание Базаровым великих достижений мировой культуры нравственно и эстетически обедняет его самого. Тургеневу глубоко чужды представления Базарова об искусстве. Вместе с Николаем Петровичем писатель недоумевает: «Но отвергать поэзию?.. не сочувствовать художеству?..» Поэтому неприятие нигилистических идей Базарова братьями Кирсановыми объясняется стремлением И.С.Тургенева сохранить благородство, высокие принципы и культуру русского дворянства XIX века. |
16. Кто из русских поэтов близок Б.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? В изображении драмы героя-одиночки Б.Л.Пастернаку близки М.Ю.Лермонтов и В.В.Маяковский. В стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружён…» лирический герой один противостоит враждебной силе окружающего его общества, превратившегося в театр: «…при шуме музыки и пляски… мелькают…приличьем стянутые маски». Лирический герой Пастернака, талантливый драматический актёр, в жизни вынужден играть роль в «другой драме», в которой он также «один, всё тонет в фарисействе». Поэты, изображая безвыходную драматическую ситуацию, используют метафоры «приличьем стянутые» и «тонет в фарисействе». Лирический герой стихотворения Маяковского «Послушайте!» страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Герой добирается до самого Бога, «плачет, целует ему жилистую руку, просит – чтоб обязательно была звезда!». Герой Пастернака также обращается к Богу с просьбой избавить его от страданий: «Если только можно, Авва Отче,/Чашу эту мимо пронеси». Таким прямым обращением к Богу поэты показывают меру отчаяния своих героев. Следовательно, герои Пастернака, Лермонтова и Маяковского ищут взаимопонимания, общения и пытаются преодолеть драму одиночества.
|
Задание 15. Почему размышления Б.Л.Пастернака о личности и судьбе сопровождают образы и детали, связанные с миром театра? Размышления Б.Л.Пастернака о личности и судьбе сопровождают образы и детали, связанные с миром театра: «подмостки», «тысяча биноклей», «роль», «драма», «распорядок действий». Во-первых, произведение названо, как и одноимённая трагедия У.Шекспира, фраза из которой «Весь мир – театр, а люди в нём актёры» стала крылатым выражением. К тому же шекспировский Гамлет был увлечён театром. Во-вторых, стихотворение представляет собой монолог актёра, играющего роль Гамлета в театре. Первая строчка «Гул затих. Я вышел на подмостки» – это слова артиста, который вышел на сцену. В-третьих, в основе стихотворения «Гамлет» лежит сравнение жизни человека с разыгрываемой в театре пьесой. Поэтому «подмостки», «тысяча биноклей», «роль», «драма», «распорядок действий» следует рассматривать в качестве аллегорий. В жизни лирический герой вынужден играть роль в «другой драме», в которой он «один, всё тонет в фарисействе». Следовательно, рассуждая о личности и судьбе человека, Пастернак, опираясь на Шекспира и его «Гамлета», сравнивает жизнь с игрой на сцене.
|
Александр Сергеевич Грибоедов - один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. |