Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

В категории материалов: 67
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

16. В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет "Сияла ночь...") и как их можно сопоставить?

 

 Аналогичные сюжеты мы видим в таких произведениях, как «В дороге» И.С.Тургенева  и «К.Б.» Ф.И.Тютчева. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство сюжетов с «Сияла ночь…» А.А.Фета, но и различие.

Анализируемые  произведения относятся к любовной лирике. Их объединяет  музыкальность, напевность текста: все три стихотворения стали известными романсами. Поэты не  дают конкретного описания своих возлюбленных, подчёркивая этим, что главное в женщине – душевная и нравственная красота.

 Экспозиция стихотворения Тургенева, как и Фета, начинается с пейзажа: «Утро туманное, утро седое,/Нивы печальные…». Эпитеты и инверсия определений передают грустное настроение лирического героя. Он вспоминает «время былое» и «первые встречи, последние встречи» с возлюбленной. В кульминационный момент он слышит в душе «гόлоса звуки любимые». Но в развязке сюжета «страстные речи» лирический герой Тургенева вспоминает «задумчиво» и с «улыбкою странной», тогда как герой Фета готов снова «любить, обнять и плакать» над любимой.

Первая строка стихотворения Тютчева «К.Б.»  –  завязка сюжета: «Я встретил вас…». Лирический герой, в отличие от героев Тургенева и Фета, встречается с бывшей возлюбленной в реальной жизни. Эта встреча вернула ему «время золотое» юности, пробудила «звуки, не умолкавшие» в нём. В кульминации произведения герой с радостью чувствует, что в сердце «жизнь заговорила вновь». Герой Фета тоже понимает, что, пока есть любовь,  «жизни нет конца».

Следовательно, история взаимоотношений лирического героя с возлюбленной у каждого поэта раскрывается по-своему. Развитие сюжета  помогает показать печаль, одиночество лирических героев Тургенева и Фета  и ликование героя Тютчева,  который «встретил» свою «любовь!..».

 

 

 

Литература | Просмотров: 225 | Добавил: луна | Дата: 11.01.2021 | Комментарии (0)

16. (по стихотворению Ф.И. Тютчева "Silentium!")

В каких произведениях русских поэтов развивается тема "мук немоты" и в чём сходство и различие с тютчевским стихотворением?

 

Тема «мук немоты» развивается в таких произведениях, как «Восьмистишье» Н.С.Гумилёва  и «Слово» И.А.Бунина. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с «Silentium!» Тютчева, но и различие.

Все произведения относятся к философской лирике. Их объединяют рассуждения о значении слова и молчания в духовной жизни человека и человечества.

Как в стихотворении Тютчева, так и в «Восьмистишье» Гумилёва  лирический герой опечален невозможностью передать словом мысли и чувства человека так, чтобы его поняли: «Мы никогда не понимали/ Того, что стоило понять», даже «песен, что певала мать». Поэтому людям лучше молчать, потому что даже поэту «даруется» свыше для  выражения поэтическими средствами смысла жизни только «высокое косноязычье».

Бунин в первой строфе стихотворения «Слово»  раскрывает значение слов в сохранении наследия прошлого: всё в мире в итоге исчезает, «молчат гробницы»,  и «на мировом погосте, /Звучат лишь Письмена». Написание слова «Письмена» с заглавной буквы подчёркивает, что недолговечному материальному миру могут быть противопоставлены только вечные  сокровища человеческой души.  Лирический герой вступает в полемику с героями Тютчева и Гумилёва, утверждая, что молчание  не передаст потомкам наши мысли и чувства, возникающие «в душевной глубине».

Таким образом,  тема «мук немоты» у каждого поэта раскрывается по-разному. Тютчев и Гумилёв считают молчание естественным состоянием человека, потому что «другому как понять тебя?». Бунин же уверен, что «лишь слову жизнь дана», не молчание, а речь, язык, слова сохранят духовные ценности человечества. 

Литература | Просмотров: 347 | Добавил: луна | Дата: 11.01.2021 | Комментарии (0)

16.В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски..."?

Столкновение мечты и реальности показано в произведениях А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» и М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён...». Объединяет эти произведения мотив несбывшейся любви.

В первой строфе стихотворения Блок с помощью метафоры «лицо в простой оправе …сияло на столе» описывает состояние лирического героя, который мечтал о любви, о счастье, глядя на портрет с милым лицом. Пройдя через страдания и «слёзы», герой в конце произведения возвращается в реальность. Он уже не может «мечтать о нежности» и «своей рукой» убирает портрет со стола. В этом стихотворении Блока, как и в стихотворении Лермонтова, любовь героев невозможна.  

В произведении «Как часто, пёстрою толпою окружён...» Лермонтов  описывает великосветский бал. Лирический герой чувствует себя лишним  среди «блеска и суеты» и  погружается в «старинную мечту»: «Я думаю об ней, я плачу и люблю,/Люблю мечты моей созданье». Возвращает к реальности героя «шум толпы людской». В стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…» лирический герой также мечтает о прекрасной незнакомке: «бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю» и также любовь героев неосуществима.

Произведения построены на антитезе между мечтой и бездушной действительностью. Мечты лирических героев не выдерживают столкновения с реальностью.  

Литература | Просмотров: 889 | Добавил: луна | Дата: 11.01.2021 | Комментарии (0)

 К временам года обращены произведения  Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.К.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Их можно сопоставить со стихотворением Н.М.Рубцова «Сентябрь». Объединяет  данные произведения жанровое своеобразие – все они относятся к пейзажной лирике и отражают восприятие природы лирическим героем.

В стихотворении Тютчева описана «короткая, но дивная пора» «осени первоначальной», наполненная теплом, покоем, безмятежностью. Заканчивается стихотворение метафорой, подчёркивающей гармонию природы и человека: 

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Произведение Рубцова построено на антитезе: «радостный краткий покой» начала осени сменяет «ветер и грусть октября». Так автор показывает изменение настроения лирического героя, его тревогу и переживания о будущем.

Противоречивость, неоднозначность жизни изображает А.К Толстой в стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Поэт использует для пейзажной зарисовки те же приёмы цветописи, что и Рубцов. Но у Рубцова «багряная роща» и «златогривые кони» создают ощущение праздника. У А.К.Толстого – чувство грусти:

Листья пожелтелые по ветру летят…

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Следовательно, произведения Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, Н.М.Рубцова отражают чувства и настроения лирического героя, связанные с наступлением осени.

Литература | Просмотров: 1471 | Добавил: луна | Дата: 11.01.2021 | Комментарии (0)

15. Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

         Начало и конец стихотворения Н.М.Рубцова «Сентябрь» противопоставлены друг другу.

Вначале автор передаёт восхищение лирического героя сентябрьским пейзажем. Первое предложение – риторическое восклицание, восхваление осеннего спокойствия, наступившего в природе после летней страды: «Слава тебе, поднебесный/Радостный краткий покой!» Эпитеты «солнечный», «чудесный» создают красочный образ сентябрьского дня.

В конце стихотворения радость лирического героя сменяется грустью. «В бездне… небесной» он видит признаки приближающейся зимы. Как ни прекрасна ранняя осень, на смену ей придут «ветер и грусть октября». Завершая стихотворение многоточием, поэт предлагает читателю самому догадаться, что осталось невысказанным.

Так, построив на антитезе начало и конец стихотворения,  Н.М.Рубцов передал противоположные чувства, которые испытывает человек в дни осени.

Литература | Просмотров: 1939 | Добавил: луна | Дата: 10.01.2021 | Комментарии (0)

  Пейзаж играет важную роль для создания образа персонажа, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» начинается с описания картины, которая открывается взору лирического героя. Функции пейзажной зарисовки определяются художественными задачами автора: описать переживания безответно влюблённого романтического героя и подчеркнуть единение человеческой души с природой. Любовь воспевается поэтом как природная стихия.

Первая строкаметафора  «на холмах Грузии лежит ночная мгла»   – создаёт зрительный образ горных вершин на фоне тёмного ночного неба, смутно проступающих сквозь мглистый туман, поднимающийся из ущелий.

Вторая строка «шумит Арагва предо мною» создаёт слуховой образ стремительной горной реки, шум водопадов которой нарушает тишину ночи.

Такую же мглу и шум чувствует вначале в смятенной душе лирический герой. Любовь так же высока, как «холмы Грузии», и неистова, как горная река Арагва. Но оставшись наедине с природой, он начинает понимать и обдумывать, что с ним произошло, почему любимая женщина не  приняла его признание в любви. Контекстные антонимы «грустно и легко» передают состояние души влюблённого героя, переполненной противоречивыми чувствами.  Таинственный ночной пейзаж  побуждает его к раздумьям об отвергнутой любви. Он вступает в  безответный диалог  с любимой:

                            …печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...

 

 

Литература | Просмотров: 1551 | Добавил: луна | Дата: 10.01.2021 | Комментарии (0)

(по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар")

Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?

 

В стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» мир природы и мир человека сопоставляются и противопоставляются друг другу.

Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – пять строф – описание природы, вторая часть – четыре строфы – описание действий людей.

В стихотворении три образа: «древо смерти», «непобедимый владыка» и «бедный раб».

Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой,/стоит» дерево словно оживает и ждёт свою жертву. Однако к дереву-убийце «и птица не летит, и тигр нейдёт». Природный мир даже не приближается к ядовитому растению.  

Анчар и князь сопоставляются в стихотворении как носители смерти. Жестокий правитель сознательно отправляет человека на верную гибель. «Смертную смолу» анчара безжалостный завоеватель «разослал к соседам», превратив убийство в пытки, в мучения от яда.

Всемогущий владыка и бесправный раб изображены с помощью   антитезы. Раб знает, что идёт на мучительную смерть, но выполняет приказ: «послушно в путь потек». Он вынужден жертвовать жизнью ради прихоти тирана. Рабское мышление, безволие, безоговорочное подчинение противопоставлены жизни, поскольку принесли смерть и рабу, и  соседним племенам.

Следовательно, неограниченная власть и природа живут по разным правилам. В природе действуют более гуманные законы. По мысли Пушкина, тирания недопустима, потому что губит людей и противоречит природным закономерностям.

 

Литература | Просмотров: 1164 | Добавил: луна | Дата: 10.01.2021 | Комментарии (0)

Почему стихотворение "Море" В.А. Жуковского можно назвать философским?

Элегия – классический жанр лирической поэзии романтизма, в котором отражаются философские размышления лирического героя о жизни, судьбе, грустные раздумья о бренности земного бытия. Жанр стихотворения В.А.Жуковского «Море» –  элегия, поэтому его можно назвать философским. 

Олицетворение «… смятенной любовью,/ Тревожною думой наполнено ты» подчёркивает, что лирический герой воспринимает себя одновременно и властелином мира, и мелкой песчинкой.

Жизнь человеческая коротка, а море вечно, поэтому человек стремится узнать «глубокую тайну» бытия.

Почему жизнь то бывает «сладостной», «светозарной», то «сбираются тёмные тучи»? Как преодолеть жизненные невзгоды?

За «ясное небо» надо биться, рвать и терзать «враждебную мглу». Так море открывает человеку свою «глубокую тайну».

Строка

И мгла исчезает, и тучи уходят

является идейным и композиционным центром стихотворения.

В вечной борьбе добра и зла побеждает «сладостный блеск возвращенных небес».

В последней строфе поэт предупреждает, что жизнь сложна и «в бездне покойной» скрывается «смятенье».

Таким образом, стихотворение В.А.Жуковского в полной мере можно назвать философским.

 

Литература | Просмотров: 153 | Добавил: луна | Дата: 10.01.2021 | Комментарии (0)

Зачем Чехов поехал на Сахалин? 

Литература | Просмотров: 202 | Добавил: луна | Дата: 08.11.2020 | Комментарии (1)

Даже если у школьников появляются лишние мысли во время урока, вы можете это использовать  Попробуйте приём «Бег ассоциаций» и проверьте, насколько хорошо усвоена тема занятия!

Как использовать приём:
⃣ Задаётся главная тема урока.
⃣ Класс объединяется в пары.
⃣ Первый ученик называет 2–3 слова, которые ассоциируются у него с заданной темой.
⃣ Второй ученик связывает эти ассоциации с содержанием темы.
 

Литература | Просмотров: 175 | Добавил: луна | Дата: 24.10.2020 | Комментарии (1)