Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
В категории материалов: 67 Показано материалов: 41-50 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
16. В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет "Сияла ночь...") и как их можно сопоставить?
Аналогичные сюжеты мы видим в таких произведениях, как «В дороге» И.С.Тургенева и «К.Б.» Ф.И.Тютчева. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство сюжетов с «Сияла ночь…» А.А.Фета, но и различие. Анализируемые произведения относятся к любовной лирике. Их объединяет музыкальность, напевность текста: все три стихотворения стали известными романсами. Поэты не дают конкретного описания своих возлюбленных, подчёркивая этим, что главное в женщине – душевная и нравственная красота. Экспозиция стихотворения Тургенева, как и Фета, начинается с пейзажа: «Утро туманное, утро седое,/Нивы печальные…». Эпитеты и инверсия определений передают грустное настроение лирического героя. Он вспоминает «время былое» и «первые встречи, последние встречи» с возлюбленной. В кульминационный момент он слышит в душе «гόлоса звуки любимые». Но в развязке сюжета «страстные речи» лирический герой Тургенева вспоминает «задумчиво» и с «улыбкою странной», тогда как герой Фета готов снова «любить, обнять и плакать» над любимой. Первая строка стихотворения Тютчева «К.Б.» – завязка сюжета: «Я встретил вас…». Лирический герой, в отличие от героев Тургенева и Фета, встречается с бывшей возлюбленной в реальной жизни. Эта встреча вернула ему «время золотое» юности, пробудила «звуки, не умолкавшие» в нём. В кульминации произведения герой с радостью чувствует, что в сердце «жизнь заговорила вновь». Герой Фета тоже понимает, что, пока есть любовь, «жизни нет конца». Следовательно, история взаимоотношений лирического героя с возлюбленной у каждого поэта раскрывается по-своему. Развитие сюжета помогает показать печаль, одиночество лирических героев Тургенева и Фета и ликование героя Тютчева, который «встретил» свою «любовь!..».
|
16. (по стихотворению Ф.И. Тютчева "Silentium!") В каких произведениях русских поэтов развивается тема "мук немоты" и в чём сходство и различие с тютчевским стихотворением?
Тема «мук немоты» развивается в таких произведениях, как «Восьмистишье» Н.С.Гумилёва и «Слово» И.А.Бунина. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с «Silentium!» Тютчева, но и различие. Все произведения относятся к философской лирике. Их объединяют рассуждения о значении слова и молчания в духовной жизни человека и человечества. Как в стихотворении Тютчева, так и в «Восьмистишье» Гумилёва лирический герой опечален невозможностью передать словом мысли и чувства человека так, чтобы его поняли: «Мы никогда не понимали/ Того, что стоило понять», даже «песен, что певала мать». Поэтому людям лучше молчать, потому что даже поэту «даруется» свыше для выражения поэтическими средствами смысла жизни только «высокое косноязычье». Бунин в первой строфе стихотворения «Слово» раскрывает значение слов в сохранении наследия прошлого: всё в мире в итоге исчезает, «молчат гробницы», и «на мировом погосте, /Звучат лишь Письмена». Написание слова «Письмена» с заглавной буквы подчёркивает, что недолговечному материальному миру могут быть противопоставлены только вечные сокровища человеческой души. Лирический герой вступает в полемику с героями Тютчева и Гумилёва, утверждая, что молчание не передаст потомкам наши мысли и чувства, возникающие «в душевной глубине». Таким образом, тема «мук немоты» у каждого поэта раскрывается по-разному. Тютчев и Гумилёв считают молчание естественным состоянием человека, потому что «другому как понять тебя?». Бунин же уверен, что «лишь слову жизнь дана», не молчание, а речь, язык, слова сохранят духовные ценности человечества. |
16.В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски..."? Столкновение мечты и реальности показано в произведениях А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» и М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён...». Объединяет эти произведения мотив несбывшейся любви. В первой строфе стихотворения Блок с помощью метафоры «лицо в простой оправе …сияло на столе» описывает состояние лирического героя, который мечтал о любви, о счастье, глядя на портрет с милым лицом. Пройдя через страдания и «слёзы», герой в конце произведения возвращается в реальность. Он уже не может «мечтать о нежности» и «своей рукой» убирает портрет со стола. В этом стихотворении Блока, как и в стихотворении Лермонтова, любовь героев невозможна. В произведении «Как часто, пёстрою толпою окружён...» Лермонтов описывает великосветский бал. Лирический герой чувствует себя лишним среди «блеска и суеты» и погружается в «старинную мечту»: «Я думаю об ней, я плачу и люблю,/Люблю мечты моей созданье». Возвращает к реальности героя «шум толпы людской». В стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…» лирический герой также мечтает о прекрасной незнакомке: «бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю» и также любовь героев неосуществима. Произведения построены на антитезе между мечтой и бездушной действительностью. Мечты лирических героев не выдерживают столкновения с реальностью. |
К временам года обращены произведения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.К.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Их можно сопоставить со стихотворением Н.М.Рубцова «Сентябрь». Объединяет данные произведения жанровое своеобразие – все они относятся к пейзажной лирике и отражают восприятие природы лирическим героем. В стихотворении Тютчева описана «короткая, но дивная пора» «осени первоначальной», наполненная теплом, покоем, безмятежностью. Заканчивается стихотворение метафорой, подчёркивающей гармонию природы и человека: И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Произведение Рубцова построено на антитезе: «радостный краткий покой» начала осени сменяет «ветер и грусть октября». Так автор показывает изменение настроения лирического героя, его тревогу и переживания о будущем. Противоречивость, неоднозначность жизни изображает А.К Толстой в стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Поэт использует для пейзажной зарисовки те же приёмы цветописи, что и Рубцов. Но у Рубцова «багряная роща» и «златогривые кони» создают ощущение праздника. У А.К.Толстого – чувство грусти: Листья пожелтелые по ветру летят… Кисти ярко-красные вянущих рябин. Следовательно, произведения Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, Н.М.Рубцова отражают чувства и настроения лирического героя, связанные с наступлением осени. |
15. Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»? Начало и конец стихотворения Н.М.Рубцова «Сентябрь» противопоставлены друг другу. Вначале автор передаёт восхищение лирического героя сентябрьским пейзажем. Первое предложение – риторическое восклицание, восхваление осеннего спокойствия, наступившего в природе после летней страды: «Слава тебе, поднебесный/Радостный краткий покой!» Эпитеты «солнечный», «чудесный» создают красочный образ сентябрьского дня. В конце стихотворения радость лирического героя сменяется грустью. «В бездне… небесной» он видит признаки приближающейся зимы. Как ни прекрасна ранняя осень, на смену ей придут «ветер и грусть октября». Завершая стихотворение многоточием, поэт предлагает читателю самому догадаться, что осталось невысказанным. Так, построив на антитезе начало и конец стихотворения, Н.М.Рубцов передал противоположные чувства, которые испытывает человек в дни осени. |
Пейзаж играет важную роль для создания образа персонажа, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния. Стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии…» начинается с описания картины, которая открывается взору лирического героя. Функции пейзажной зарисовки определяются художественными задачами автора: описать переживания безответно влюблённого романтического героя и подчеркнуть единение человеческой души с природой. Любовь воспевается поэтом как природная стихия. Первая строка – метафора «на холмах Грузии лежит ночная мгла» – создаёт зрительный образ горных вершин на фоне тёмного ночного неба, смутно проступающих сквозь мглистый туман, поднимающийся из ущелий. Вторая строка – «шумит Арагва предо мною» – создаёт слуховой образ стремительной горной реки, шум водопадов которой нарушает тишину ночи. Такую же мглу и шум чувствует вначале в смятенной душе лирический герой. Любовь так же высока, как «холмы Грузии», и неистова, как горная река Арагва. Но оставшись наедине с природой, он начинает понимать и обдумывать, что с ним произошло, почему любимая женщина не приняла его признание в любви. Контекстные антонимы «грустно и легко» передают состояние души влюблённого героя, переполненной противоречивыми чувствами. Таинственный ночной пейзаж побуждает его к раздумьям об отвергнутой любви. Он вступает в безответный диалог с любимой: …печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...
|
(по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар") Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?
В стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» мир природы и мир человека сопоставляются и противопоставляются друг другу. Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – пять строф – описание природы, вторая часть – четыре строфы – описание действий людей. В стихотворении три образа: «древо смерти», «непобедимый владыка» и «бедный раб». Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой,/стоит» дерево словно оживает и ждёт свою жертву. Однако к дереву-убийце «и птица не летит, и тигр нейдёт». Природный мир даже не приближается к ядовитому растению. Анчар и князь сопоставляются в стихотворении как носители смерти. Жестокий правитель сознательно отправляет человека на верную гибель. «Смертную смолу» анчара безжалостный завоеватель «разослал к соседам», превратив убийство в пытки, в мучения от яда. Всемогущий владыка и бесправный раб изображены с помощью антитезы. Раб знает, что идёт на мучительную смерть, но выполняет приказ: «послушно в путь потек». Он вынужден жертвовать жизнью ради прихоти тирана. Рабское мышление, безволие, безоговорочное подчинение противопоставлены жизни, поскольку принесли смерть и рабу, и соседним племенам. Следовательно, неограниченная власть и природа живут по разным правилам. В природе действуют более гуманные законы. По мысли Пушкина, тирания недопустима, потому что губит людей и противоречит природным закономерностям.
|
Почему стихотворение "Море" В.А. Жуковского можно назвать философским? Элегия – классический жанр лирической поэзии романтизма, в котором отражаются философские размышления лирического героя о жизни, судьбе, грустные раздумья о бренности земного бытия. Жанр стихотворения В.А.Жуковского «Море» – элегия, поэтому его можно назвать философским. Олицетворение «… смятенной любовью,/ Тревожною думой наполнено ты» подчёркивает, что лирический герой воспринимает себя одновременно и властелином мира, и мелкой песчинкой. Жизнь человеческая коротка, а море вечно, поэтому человек стремится узнать «глубокую тайну» бытия. Почему жизнь то бывает «сладостной», «светозарной», то «сбираются тёмные тучи»? Как преодолеть жизненные невзгоды? За «ясное небо» надо биться, рвать и терзать «враждебную мглу». Так море открывает человеку свою «глубокую тайну». Строка И мгла исчезает, и тучи уходят является идейным и композиционным центром стихотворения. В вечной борьбе добра и зла побеждает «сладостный блеск возвращенных небес». В последней строфе поэт предупреждает, что жизнь сложна и «в бездне покойной» скрывается «смятенье». Таким образом, стихотворение В.А.Жуковского в полной мере можно назвать философским.
|
Зачем Чехов поехал на Сахалин? |
Даже если у школьников появляются лишние мысли во время урока, вы можете это использовать |