Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

В категории материалов: 67
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Задание 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости, и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина?

Столкновение невежества и просвещённости отображено в произведениях А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824) и А.Н.Островского «Гроза» (1859).

Как и Фонвизин, Грибоедов в комедии «Горе от ума» показывает, что просвещённость не только не ценится, но даже отвергается. «Без наук люди  живут и жили», – уверена помещица Простакова из пьесы «Недоросль». Её поддерживает «управляющий в казённом месте» из «Горя от ума» Фамусов: «Ученье – вот чума…» и предлагает решительный способ борьбы с этим злом: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы да сжечь».

Островский в драме «Гроза» описывает, как просвещённый человек подвергается гонениям воинствующего невежды. «Часовщик-самоучка» Кулигин просит у «купца» Дикого денег, чтобы установить «на бульваре» солнечные часы и громоотвод. И Дикой, «значительное лицо в городе», кричит в ответ: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!»  и ,«топнув ногой», поучает: «Какое ещё там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается». У Фонвизина дворянка Простакова также искажает слово «география», считая, что «еоргафия» «наука-то не дворянская».

Следовательно, авторы пьес «Недоросль», «Горе от ума», «Гроза» создают конфликтные ситуации в диалогах образованных людей и неучей, чтобы привлечь внимание к важнейшим вопросам образования, воспитания, культуры.

 

Литература | Просмотров: 3431 | Добавил: луна | Дата: 26.04.2021 | Комментарии (0)

В чём заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофанушки? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

 

Д.И.Фонвизин  в комедии «Недоросль» (1872) комизм «экзамена», устроенного для Митрофанушки, показывает в смешных ответах, не соответствующих вопросам. Экзамен – проверка знаний по какому-либо учебному предмету. Какие же знания есть у Митрофанушки?

Он уверен, что в грамматике знает «много». Дверь как часть речи в понимании главного героя «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту».

История для недоросля – это вымысел, байка, сказка. «Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство», – мечтательно произносит Митрофанушка.

Слово «география» ему незнакомо. Сначала он теряется в догадках: «Да я не возьму в толк, о чём спрашивают», затем начинает возмущаться: «Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу».

Таким образом, описывая курьёзы «экзамена» Митрофанушки, автор заостряет внимание на проблеме пренебрежения к просвещению и невежества поместного дворянства конца XVIII века.

Литература | Просмотров: 416 | Добавил: луна | Дата: 26.04.2021 | Комментарии (0)

Задание 9.  В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений, и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и  детьми»?

Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в произведениях А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824) и А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (1903).

Комедию «Горе от ума» можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми» в сюжетной линии. Авторы используют похожие завязки: их главные герои неожиданно приезжают в барский дом и вступают в полемику с хозяином. Студент Базаров замечает отставному офицеру Кирсанову: «Аристократизм, либерализм… сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны!» Чацкий также возмущён засильем «пустого, рабского, слепого подражанья» всему заграничному: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?/Чтоб умный, бодрый наш народ / хотя по языку нас не считал за немцев».

В комедии «Вишнёвый сад», как и в романе «Отцы и дети»,  представлен конфликт действующих лиц не только разных поколений, но и разных социальных слоёв: Раневская – «помещица», Лопахин – «купец».  Разночинец Базаров упрекает помещика Кирсанова в неприспособленности к труду и праздном образе жизни: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки…» Лопахин тоже указывает владельцам вишнёвого сада на их непрактичность и неумение жить: «…таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал».

Таким образом, полемизируя с «отцами», молодые  образованные  активные герои произведений русской классики: Чацкий, Базаров, Лопахин – отвергают прежнюю систему ценностей, которой жило предыдущее поколение.

Литература | Просмотров: 2447 | Добавил: луна | Дата: 17.04.2021 | Комментарии (1)

Задание 8 ЕГЭ. Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (И.С.Тургенев. «Отцы и дети»)

 И.С.Тургенев показывает, как по-разному ведут себя в «поединке» герои романа «Отцы и дети» (1862) «уездный аристократ» Павел Петрович Кирсанов и «нигилист» Евгений Базаров.

 Душевное состояние спорящих автор передаёт с помощью антитезы. Павел Петрович настроен на серьёзный бой, он «весь горел нетерпением», в особо острый момент  спора  «губы его задрожали», он «проговорил … с ожесточением», «побледнел», «взмахнул руками». Для Базарова, напротив, эта дискуссия не более, чем словесная игра: он произносит свои реплики «равнодушно»,  возражает Павлу Петровичу, «лениво отхлёбывая глоток чаю».

Автор подчёркивает и противоположность словарного состава языка своих героев: Кирсанов говорит пространно, злоупотребляет заимствованными словами («аристократизм, либерализм»), реплики Базарова афористичны и лаконичны, иностранные слова он считает «бесполезными».

Горячо отстаивающий свои идеи Павел Петрович психологически проигрывает Базарову, который  невозмутимо и точно отвечает на выпады своего противника. «Я уважаю в себе человека»,высокопарно произносит  Кирсанов. «…уважаете себя и сидите сложа руки», моментально парирует оппонент.

Но сложно сказать однозначно, кто из героев одерживает победу в данной «схватке»: в диалогах важны взаимопонимание и уважение, а «феодал» Кирсанов и «плебей» Базаров взаимно нетерпимы. Скорее всего, автор даёт понять, что в спорах «отцов» и «детей» не бывает победителей и побеждённых.  

Литература | Просмотров: 3373 | Добавил: луна | Дата: 17.04.2021 | Комментарии (0)

Задание 9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы, и чем эти произведения близки предложенному фрагменту?

Отрывок из «Евгения Онегина» вызывает в памяти роман Л.Н.Толстого «Война и мир» и стихотворение М.И.Цветаевой «Москва! Какой огромный/ Странноприимный дом!»

 Описывая, «что ожидает Москву» перед французским нашествием, Толстой показывает нарастающее движение в городе с помощью рядов однородных членов: «Фабричные, дворовые и мужики… чиновники, семинаристы, дворяне…рано утром вышли на Три Горы». Такое же синтаксическое средство применяет Пушкин в XXXVIII строфе «Евгения Онегина».

В стихотворении Цветаевой представлены христианские святыни Москвы: «Младенец Пантелеймон/У нас, целитель, есть... Там Иверское сердце,/Червонное горит». Метафора «сердце…горит»  соотносится с таким же тропом в XXXVI строфе романа Пушкина «крестами золотыми горят старинные главы».

Строки произведений А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого и М.И.Цветаевой, посвящённые Москве, проникнуты любовью, переживаниями за выпавшие ей испытания, гордостью за столицу и русский народ.

 

Литература | Просмотров: 1076 | Добавил: луна | Дата: 10.04.2021 | Комментарии (1)

Задание 8 ЕГЭ. Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве? (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В строках романа «Евгений Онегин», посвящённых Москве, А.С.Пушкин  выражает свою любовь к «белокаменной» столице, гордится её историей, прошлым и настоящим.

Лирическое отступление в XXXVI строфе содержит риторическое обращение к читателям и  прямую оценку состояния автора-повествователя: «Ах, братцы! как я был доволен…».  Поэт уверен, что его чувства разделяют все русские люди: «Москва… как много в этом звуке/ Для сердца русского слилось!»

В XXXVII строфе Пушкин восхищается гордостью и чувством собственного достоинства столицы России, не сдавшейся Наполеону, по примеру других европейских городов: «Нет, не пошла Москва моя/
К нему с повинной головою
».

В XXXVIII строфе Москва представляется такой, какой её видят и  автор, и его героиня: в сочетании многообразия, подчёркнутого антитезой «дворцы» – «лачужки»,  «огороды» – «бульвары», «монастыри» – «магазины моды», «бухарцы» – «казаки». Этим разнообразием Москва привлекает и очаровывает не только Пушкина, но и читателей романа.

 

Литература | Просмотров: 958 | Добавил: луна | Дата: 10.04.2021 | Комментарии (0)

Михаил Лермонтов

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

1840
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Принято считать, что последней музой Михаила Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова – молодая вдова-княгиня, увлекающаяся литературой и явно выделявшая среди своих многочисленных поклонников опального поэта. Именно из-за этой женщины состоялась вторая дуэль Лермонтова, из-за которой он был вновь сослан на Кавказ. Известно также, что Мария Щербатова приезжала к нему в часть и даже смогла добиться свидания с возлюбленным. Именно во время этого свидания княгиня посоветовала поэту молиться, когда его одолевает тоска, и поинтересовалась – отчего же на душе у него так скверно?

Спустя несколько месяцев, в 1840 году, журнал «Отечественные записки» опубликовал короткое стихотворение Михаила Лермонтова под названием «Отчего», которое не имело посвящения конкретному человеку. Однако все в окружении поэта прекрасно знали о том, кто именно вдохновил его на эти грустные и нежные строки.

Источник: https://pishi-stihi.ru/otchego-lermontov.html

Литература | Просмотров: 181 | Добавил: луна | Дата: 08.04.2021 | Комментарии (0)

Иван Суриков

НА БЕРЕГУ

Как в сумерки легко дышать на берегу!
Померкли краски дня, картины изменились;
Ряды больших стогов, стоящих на лугу,
Туманом голубым, как дымкою, покрылись.

На пристани давно замолкли шум и стук;
Всё реже голоса доносятся до слуха;
Как будто стихло всё, – но всюду слышен звук,
И тихий плеск воды так сладко нежит ухо.

Вот чёрный жук гудит... вот свистнул коростель...
Вот где-то вдалеке плеснулось уток стадо...
Пора бы мне домой – за ужин и в постель;
Но этой тишине душа моя так рада.

И я готов всю ночь сидеть на берегу,
И не ходить домой, и вовсе не ложиться,
Чтоб запахом травы на скошенном лугу
И этой тишиной целебной насладиться.

На ширь глухих полей, под тень лесов густых
Душа моя рвалась, измучена тревогой, –
И, может быть, вдали от горьких слёз людских
Я создал бы в тиши здесь светлых песен много.

Но жизнь моя прошла в заботе городской,
И сил моих запас иссяк в борьбе суровой...
И вот теперь сюда приплёлся я больной.
Природа-мать! врачуй и дай мне силы снова!

1876

Литература | Просмотров: 222 | Добавил: луна | Дата: 07.04.2021 | Комментарии (1)

Задание 17.2. Что делает Катерину чужой в калиновском мире? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

А.Н.Островский в пьесе «Гроза» (1859) показал, что в провинциальном городке Калинове, с его культом покорности и слепого страха, может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Главная героиня драмы Катерина отличается от других действующих лиц как редкое исключение, чуждое  тёмному калиновскому миру.

Автор наделяет Катерину поэтической душой и творческим воображением, что особенно ярко проявляется в монологе героини «Отчего люди не летают так, как птицы?». Из гнусной обстановки домашнего ханжества и мелочной  тирании она мечтает улететь в радостный, гармоничный, вольный мир добра и красоты. Но вольная птица попала в железную клетку.

Натура честная и искренняя, Катерина не в состоянии лгать, лицемерить и изворачиваться. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит Катерина, на что Варвара ей отвечает:  «Ну, а ведь без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь». Этим диалогом Островский подчёркивает, что героине так одиноко жить на свете из-за неумения притворяться и приспосабливаться.

 В сцене с ключом с помощью ремарок: «с испугом, отталкивая ключ», «задумчиво смотрит на ключ», «прячет ключ в карман» – драматург изображает сомнения Катерины в правильности своего поступка.  «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»  Побеждает естественное стремление молодой женщины к счастью и любви, невостребованной в стенах кабановского дома.

Итак, в калиновском мире, основанном на жестокости, лжи, унижении человеческой личности, делает Катерину чужой её стремление к свободе, правде, любви. По замыслу А.Н.Островского, искренность, эмоциональность, непосредственность Катерины не могут здесь встретить понимания.   

Литература | Просмотров: 7581 | Добавил: луна | Дата: 14.03.2021 | Комментарии (1)

Задание 17.2. Какую роль играют записки Печорина в раскрытии его характера? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» (1840) особую роль в раскрытии характера Печорина отводит его запискам.  Это подчёркнуто композицией, в которой Печорин –  последний рассказчик. Он сам рассказывает о себе – такой приём помогает писателю через самоанализ героя нарисовать его портрет. В Печорине сочетаются благородные и недостойные его поступки, он может проявлять безудержную страсть и быть равнодушным к людям.

В повести «Тамань» Лермонтов сталкивает главного героя с «честными» контрабандистами. Незнание чуждого ему мира приводит к трагическим последствиям: он сам чуть не погиб, брошены на произвол судьбы слепой мальчик и старуха. Интерес к незнакомой жизни в начале повествования сменяется затем отчуждением и равнодушием. В итоге Печорин записывает в дневнике: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…»

В повести «Княжна Мери» автор раскрывает страстность натуры Печорина, его способность к сильным чувствам. «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» –  так может написать только человек, способный на глубокую любовь. Потеряв Веру, Печорин «упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал». Сравнение с брошенным ребёнком подчёркивает его одиночество и силу страсти.

Настоящим героем, по мысли Лермонтова, должен запомниться читателю Печорин в  заключительной повести «Фаталист». «…я вздумал испытать судьбу»,  – пишет Печорин, объясняя свой смелый поступок.  В результате его расчёта, решительных и хладнокровных действий он выходит победителем в смертельной схватке с вооружённым преступником.  «…меня поздравляли – и точно, было с чем», – добавляет Печорин.    

Итак, автор открывает страницы дневника главного героя, чтобы показать причины формирования его характера и мотивы поступков.   Почему Печорин вмешивается в судьбы людей, почему в нём сочетаются скука, эгоизм и  способность к горячей любви и подвигу  читатель понимает только в заключительной части романа. Такой композиционный приём выражает веру М.Ю.Лермонтова в человека.

Литература | Просмотров: 3906 | Добавил: луна | Дата: 14.03.2021 | Комментарии (0)