Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
В категории материалов: 67 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Задание 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости, и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина? Столкновение невежества и просвещённости отображено в произведениях А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824) и А.Н.Островского «Гроза» (1859). Как и Фонвизин, Грибоедов в комедии «Горе от ума» показывает, что просвещённость не только не ценится, но даже отвергается. «Без наук люди живут и жили», – уверена помещица Простакова из пьесы «Недоросль». Её поддерживает «управляющий в казённом месте» из «Горя от ума» Фамусов: «Ученье – вот чума…» и предлагает решительный способ борьбы с этим злом: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы да сжечь». Островский в драме «Гроза» описывает, как просвещённый человек подвергается гонениям воинствующего невежды. «Часовщик-самоучка» Кулигин просит у «купца» Дикого денег, чтобы установить «на бульваре» солнечные часы и громоотвод. И Дикой, «значительное лицо в городе», кричит в ответ: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!» и ,«топнув ногой», поучает: «Какое ещё там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается». У Фонвизина дворянка Простакова также искажает слово «география», считая, что «еоргафия» «наука-то не дворянская». Следовательно, авторы пьес «Недоросль», «Горе от ума», «Гроза» создают конфликтные ситуации в диалогах образованных людей и неучей, чтобы привлечь внимание к важнейшим вопросам образования, воспитания, культуры.
|
В чём заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофанушки? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» (1872) комизм «экзамена», устроенного для Митрофанушки, показывает в смешных ответах, не соответствующих вопросам. Экзамен – проверка знаний по какому-либо учебному предмету. Какие же знания есть у Митрофанушки? Он уверен, что в грамматике знает «много». Дверь как часть речи в понимании главного героя «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту». История для недоросля – это вымысел, байка, сказка. «Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство», – мечтательно произносит Митрофанушка. Слово «география» ему незнакомо. Сначала он теряется в догадках: «Да я не возьму в толк, о чём спрашивают», затем начинает возмущаться: «Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу». Таким образом, описывая курьёзы «экзамена» Митрофанушки, автор заостряет внимание на проблеме пренебрежения к просвещению и невежества поместного дворянства конца XVIII века. |
Задание 9. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений, и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в произведениях А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824) и А.П.Чехова «Вишнёвый сад» (1903). Комедию «Горе от ума» можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми» в сюжетной линии. Авторы используют похожие завязки: их главные герои неожиданно приезжают в барский дом и вступают в полемику с хозяином. Студент Базаров замечает отставному офицеру Кирсанову: «Аристократизм, либерализм… сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны!» Чацкий также возмущён засильем «пустого, рабского, слепого подражанья» всему заграничному: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?/Чтоб умный, бодрый наш народ / хотя по языку нас не считал за немцев». В комедии «Вишнёвый сад», как и в романе «Отцы и дети», представлен конфликт действующих лиц не только разных поколений, но и разных социальных слоёв: Раневская – «помещица», Лопахин – «купец». Разночинец Базаров упрекает помещика Кирсанова в неприспособленности к труду и праздном образе жизни: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки…» Лопахин тоже указывает владельцам вишнёвого сада на их непрактичность и неумение жить: «…таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал». Таким образом, полемизируя с «отцами», молодые образованные активные герои произведений русской классики: Чацкий, Базаров, Лопахин – отвергают прежнюю систему ценностей, которой жило предыдущее поколение. |
Задание 8 ЕГЭ. Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (И.С.Тургенев. «Отцы и дети») И.С.Тургенев показывает, как по-разному ведут себя в «поединке» герои романа «Отцы и дети» (1862) «уездный аристократ» Павел Петрович Кирсанов и «нигилист» Евгений Базаров. Душевное состояние спорящих автор передаёт с помощью антитезы. Павел Петрович настроен на серьёзный бой, он «весь горел нетерпением», в особо острый момент спора «губы его задрожали», он «проговорил … с ожесточением», «побледнел», «взмахнул руками». Для Базарова, напротив, эта дискуссия – не более, чем словесная игра: он произносит свои реплики «равнодушно», возражает Павлу Петровичу, «лениво отхлёбывая глоток чаю». Автор подчёркивает и противоположность словарного состава языка своих героев: Кирсанов говорит пространно, злоупотребляет заимствованными словами («аристократизм, либерализм»), реплики Базарова афористичны и лаконичны, иностранные слова он считает «бесполезными». Горячо отстаивающий свои идеи Павел Петрович психологически проигрывает Базарову, который невозмутимо и точно отвечает на выпады своего противника. «Я уважаю в себе человека», – высокопарно произносит Кирсанов. «…уважаете себя и сидите сложа руки», – моментально парирует оппонент. Но сложно сказать однозначно, кто из героев одерживает победу в данной «схватке»: в диалогах важны взаимопонимание и уважение, а «феодал» Кирсанов и «плебей» Базаров взаимно нетерпимы. Скорее всего, автор даёт понять, что в спорах «отцов» и «детей» не бывает победителей и побеждённых. |
Задание 9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы, и чем эти произведения близки предложенному фрагменту? Отрывок из «Евгения Онегина» вызывает в памяти роман Л.Н.Толстого «Война и мир» и стихотворение М.И.Цветаевой «Москва! Какой огромный/ Странноприимный дом!» Описывая, «что ожидает Москву» перед французским нашествием, Толстой показывает нарастающее движение в городе с помощью рядов однородных членов: «Фабричные, дворовые и мужики… чиновники, семинаристы, дворяне…рано утром вышли на Три Горы». Такое же синтаксическое средство применяет Пушкин в XXXVIII строфе «Евгения Онегина». В стихотворении Цветаевой представлены христианские святыни Москвы: «Младенец Пантелеймон/У нас, целитель, есть... Там Иверское сердце,/Червонное горит». Метафора «сердце…горит» соотносится с таким же тропом в XXXVI строфе романа Пушкина «крестами золотыми горят старинные главы». Строки произведений А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого и М.И.Цветаевой, посвящённые Москве, проникнуты любовью, переживаниями за выпавшие ей испытания, гордостью за столицу и русский народ.
|
Задание 8 ЕГЭ. Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве? (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») В строках романа «Евгений Онегин», посвящённых Москве, А.С.Пушкин выражает свою любовь к «белокаменной» столице, гордится её историей, прошлым и настоящим. Лирическое отступление в XXXVI строфе содержит риторическое обращение к читателям и прямую оценку состояния автора-повествователя: «Ах, братцы! как я был доволен…». Поэт уверен, что его чувства разделяют все русские люди: «Москва… как много в этом звуке/ Для сердца русского слилось!» В XXXVII строфе Пушкин восхищается гордостью и чувством собственного достоинства столицы России, не сдавшейся Наполеону, по примеру других европейских городов: «Нет, не пошла Москва моя/ В XXXVIII строфе Москва представляется такой, какой её видят и автор, и его героиня: в сочетании многообразия, подчёркнутого антитезой «дворцы» – «лачужки», «огороды» – «бульвары», «монастыри» – «магазины моды», «бухарцы» – «казаки». Этим разнообразием Москва привлекает и очаровывает не только Пушкина, но и читателей романа.
|
Михаил Лермонтов |
Иван Суриков |
Задание 17.2. Что делает Катерину чужой в калиновском мире? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза») А.Н.Островский в пьесе «Гроза» (1859) показал, что в провинциальном городке Калинове, с его культом покорности и слепого страха, может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Главная героиня драмы Катерина отличается от других действующих лиц как редкое исключение, чуждое тёмному калиновскому миру. Автор наделяет Катерину поэтической душой и творческим воображением, что особенно ярко проявляется в монологе героини «Отчего люди не летают так, как птицы?». Из гнусной обстановки домашнего ханжества и мелочной тирании она мечтает улететь в радостный, гармоничный, вольный мир добра и красоты. Но вольная птица попала в железную клетку. Натура честная и искренняя, Катерина не в состоянии лгать, лицемерить и изворачиваться. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит Катерина, на что Варвара ей отвечает: «Ну, а ведь без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь». Этим диалогом Островский подчёркивает, что героине так одиноко жить на свете из-за неумения притворяться и приспосабливаться. В сцене с ключом с помощью ремарок: «с испугом, отталкивая ключ», «задумчиво смотрит на ключ», «прячет ключ в карман» – драматург изображает сомнения Катерины в правильности своего поступка. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!» Побеждает естественное стремление молодой женщины к счастью и любви, невостребованной в стенах кабановского дома. Итак, в калиновском мире, основанном на жестокости, лжи, унижении человеческой личности, делает Катерину чужой её стремление к свободе, правде, любви. По замыслу А.Н.Островского, искренность, эмоциональность, непосредственность Катерины не могут здесь встретить понимания. |
Задание 17.2. Какую роль играют записки Печорина в раскрытии его характера? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» (1840) особую роль в раскрытии характера Печорина отводит его запискам. Это подчёркнуто композицией, в которой Печорин – последний рассказчик. Он сам рассказывает о себе – такой приём помогает писателю через самоанализ героя нарисовать его портрет. В Печорине сочетаются благородные и недостойные его поступки, он может проявлять безудержную страсть и быть равнодушным к людям. В повести «Тамань» Лермонтов сталкивает главного героя с «честными» контрабандистами. Незнание чуждого ему мира приводит к трагическим последствиям: он сам чуть не погиб, брошены на произвол судьбы слепой мальчик и старуха. Интерес к незнакомой жизни в начале повествования сменяется затем отчуждением и равнодушием. В итоге Печорин записывает в дневнике: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» В повести «Княжна Мери» автор раскрывает страстность натуры Печорина, его способность к сильным чувствам. «Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» – так может написать только человек, способный на глубокую любовь. Потеряв Веру, Печорин «упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал». Сравнение с брошенным ребёнком подчёркивает его одиночество и силу страсти. Настоящим героем, по мысли Лермонтова, должен запомниться читателю Печорин в заключительной повести «Фаталист». «…я вздумал испытать судьбу», – пишет Печорин, объясняя свой смелый поступок. В результате его расчёта, решительных и хладнокровных действий он выходит победителем в смертельной схватке с вооружённым преступником. «…меня поздравляли – и точно, было с чем», – добавляет Печорин. Итак, автор открывает страницы дневника главного героя, чтобы показать причины формирования его характера и мотивы поступков. Почему Печорин вмешивается в судьбы людей, почему в нём сочетаются скука, эгоизм и способность к горячей любви и подвигу читатель понимает только в заключительной части романа. Такой композиционный приём выражает веру М.Ю.Лермонтова в человека. |