Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
Задание 17.2. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), объясняется авторской задачей: показать, что может сделать с человеком бесчеловечная идея. В основе образа лежит приём антитезы «добро – зло». Уже фамилия героя указывает на его внутренний раскол, противоречия, отсутствие цельности. Автор подробно описывает, какая отчаянная борьба происходит в человеке между холодным, логическим разумом и сострадательной, легко ранимой душой. Для проверки своей теории «разрешения крови по совести» Раскольников ставит чудовищный эксперимент на себе – убивает старуху-ростовщицу, «вошь», сосущую кровь из людей. Но, вынужденный убить и нечаянную свидетельницу преступления смиренную Лизавету, он почувствовал «ужас и отвращение к тому, что он сделал». Так писатель показывает, что идея Раскольникова изначально обречена на провал: одно преступление неизбежно влечёт за собой другое. Достоевский сталкивает своего героя, недоучившегося студента-юриста, с правоохранительной системой уже через несколько часов после преступления. По дороге в полицию Раскольников думает: «Если спросят, я, может быть, и скажу». Но чувства побеждают разум, и он отказывается от своего намерения, потому что «давешний страх опять охватил его всего, с ног до головы». Напряжённую внутреннюю борьбу совести и разума в Раскольникове автор передаёт в эпизоде признания в убийстве работника Миколки. Вначале «дико смотревший» на мнимого преступника, затем «совершенно уже ободрившийся» настоящий убийца даже обвиняет следователя: «…бедного Миколку вы… терзали и мучили». Едва не явившись причиной гибели Миколки, Раскольников «чувствовал, что поражён». Его состояние – результат победы души над бесчеловечной теорией. Итак, хотя главный герой романа совершает преступление, это не портит его истинного, доброго, великодушного, отзывчивого к чужим несчастьям характера. Та часть сострадательной, совестливой натуры, от которой Родион Раскольников старается всеми силами избавиться, считая своей слабостью, оказывается его силой и спасает его. Так, показав в образе Раскольникова конфликт разума и сердца, Достоевский развенчал безумную идею о «праве на кровь».
| |
Просмотров: 3759 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |