Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
XXII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО
Методическая секция «Исследовательская работа учебно-познавательной деятельности обучающихся общеобразовательного учреждения»
Автор: Тимкова Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Щученская СОШ» Лискинского района Воронежской области 2014 – 2015 учебный год
Содержание
Индивидуализация процесса образования в современной школе
2. Главная цель учебно-исследовательской работы. 3. Развитие интереса к исследованию.
5.Алгоритм проведения исследования.
Неповторимый вкус интеллектуальной творческой работы.
Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтобы научиться делать. Поэтому нужно знать не только результаты процессов, а следует изучать процессы. М.Горький Исследование – один из способов познания человеком окружающего мира. Современная эпоха требует от людей как репродуктивного воспроизведения готовых знаний, так и умения добывать их. Решающее значение приобретает подготовка творческой личности, ориентированной на научный поиск. Психологи утверждают, что все дети рождаются с творческим потенциалом, но по мере взросления многие из них теряют заложенные природой способности. Задача школы – индивидуализировать процесс образования, не только организовать усвоение обучающимися образовательной программы, но и сохранить, поддержать, развить талантливого ребёнка, сформировав потребности в исследовательской работе. На современном этапе работа по расширению кругозора учащихся путём развития у них навыков учебно-исследовательской деятельности становится основой учебного процесса. Обучение школьников нацеливается на предоставление им возможности выступить в роли исследователей. Исследовательская работа становится методом организации и осуществления личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности, развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее результатом. Она предполагает научное изучение определённой темы. «Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных явлений и фактов, получение новой информации о чем-либо» [1]. В настоящее время в нашем образовательном учреждении учебно-исследовательская деятельность учащихся развивается как перспективная образовательная технология. В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой дети получают новые объективные научные знания об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний, направлена на обучение учащихся, на развитие у них исследовательского типа мышления. Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: развитие познавательных способностей учащихся, приобретение ими навыка исследования как активного универсального способа освоения действительности и самостоятельного получения знаний, развитие личности в процессе обучения. В школе происходит лишь формирование навыков исследовательской деятельности учащихся. Учитель - руководитель учебно-исследовательской работы «обучает алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в области филологии, являясь составным компонентом системы развития творческих способностей школьников, формирует способности, необходимые для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности»[2]. Работа над исследовательской проблемой формирует мотивацию к учёбе, развивает кругозор, память, мышление, речь, способствует развитию детской одарённости. Развитию интереса к исследованию способствуют индивидуальные задания творческого характера и нестандартные формы уроков (уроки-семинары, конференции, дискуссии, интервью, выпуск «живой газеты»). В учебниках русского языка также есть рекомендации по оформлению исследований. В учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык» для 10-11 классов в упражнении 384 предлагается отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Будьте осторожны со словами», в которой академик даёт советы учащимся по работе над языком научной работы: «Главное достоинство научного языка – ясность. Другое достоинство…- лёгкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота… Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух про себя». Существуют следующие формы исследовательской работы обучающихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Мини-исследования можно предлагать обучающимся в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Например, к уроку русского языка в 10 классе на тему «Активная и пассивная лексика русского языка» мои учащиеся, используя сравнительно-исторический метод исследования, приготовили сообщения «Сопоставительный анализ этимологии слов «старушка» и «дурашка» в русском и английском языке» и «Исследование происхождения и употребления слов «болван» и «сволочь» в русском языке». Заниматься же основательной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования. Исследовательская деятельность строится на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Принципы организации учебно-исследовательской работы по русскому языку – добровольность, личная заинтересованность, научность, связь с базовым образованием, доступность, посильность, этичность, практическая значимость. Работа над исследовательской проблемой состоит из четырёх этапов: подготовка к исследованию, проведение исследования, оформление результатов исследования, защита исследовательской работы. Тема выбирается на основе личных познавательных и исследовательских возможностей обучающегося «с учетом востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя» [3]. Проблема должна быть личностно значимой для обучающегося. Для проведения исследования по филологии важно правильно выбрать методы. В исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ, семантический анализ, стилистический анализ, лингвистический анализ художественного текста; описательный метод, сравнительно-исторический метод, экспериментальный метод. Объектом исследований являются, как правило, тексты. Процедура исследования предполагает определённый алгоритм: выбор и формулировка темы, объекта и предмета исследования; обоснование стратегической цели и тактических задач; выбор методов исследования; изучение литературы по теме; поиск, сбор и сопоставление источников; краткая характеристика по нескольким источникам того, что известно об исследуемом явлении; анализ информации; формулировка исходных гипотез, предположений, идей; сбор материала; обработка собранных данных, в тексте представляются только самые необходимые; анализ и обобщение полученных результатов; уточнение темы; проверка гипотез, формулировка утверждений; оформление выводов исследования, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы, выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы; выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов; обобщение материала и представление его в виде текста; создание и оформление компьютерной презентации исследовательской работы; защита работы. Для освещения сути работы регламент предусматривает не более 10 минут. Главная задача докладчика - изложить саму суть исследования, проиллюстрировав её небольшим количеством иллюстративного материала. Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы. Гипотеза должна быть обоснованна, подкреплена литературными данными и логическими соображениями. Теоретические выводы могут выходить за рамки общеобразовательной программы. В нашем образовательном учреждении в 2010 году я предложила создать научное общество обучающихся (далее НОО) «Эрудит» и на общешкольной конференции общим открытым голосованием была избрана его председателем. Это добровольное общественное объединение обучающихся и преподавателей, занятых научно-исследовательской и проектной деятельностью. НОО создано для развития интересов и способностей школьников, формирования у них системы научных взглядов, воспитания активной жизненной позиции, содействия эффективной профориентации, повышения профессионального мастерства педагогов. Основная цель НОО «Эрудит» – сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы. Члены НОО активно участвуют в изготовлении образовательных материалов, в том числе мультимедийных презентаций; проведении массовых мероприятий, экскурсионных поездок, встреч с известными людьми; посещении музеев, выставок; подготовке исследовательских, творческих, проектных работ, которые впоследствии представляются на конференции и конкурсы различного уровня. В исследовательскую деятельность вовлечено 100% моих учеников. В 2010-2011 учебном году мы с ученицей занимались исследованием темы «Язык и общество: опыт социолингвистического исследования речевого поведения жителей села Щучье», за которую школьница получила премию главы администрации «Ступень в будущее» в номинации «Гуманитарные науки». Участвуя в региональном конкурсе исследовательских работ «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области», она подготовила проект «Щучье – литературная жемчужина Придонья» и стала победителем муниципального этапа. В 2011-2015 годах на конференцияx и конкурсах различного уровня мои ученики выступили с исследовательскими работами «Диалектизмы в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» и книге Н.И.Сафронова «Щученские были»», «Микротопонимика села Щучье», «Диалектизмы в речи жителей села Щучье», «Профессионализмы в речи водителей», «Прозвища села Щучье: история и современность», «Профессионализмы в речи людей разного возраста», «Влияние Интернета на речь жителей села Щучье», «Устаревшие слова в речи учителей и учащихся Щученской школы», «Семь чудес села Щучье», «Интертекстуальность на страницах газеты «Лискинские известия»», «Фразеологизмы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и речи старшего поколения жителей села Щучье», «Язык виртуального общения молодёжи села Щучье и города Лиски». В региональном этапе Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского работы «Фамилии учащихся Щученской школы: история и современность», «Жаргонизмы в живой разговорной речи старшеклассников городских и сельских школ», «Годонимы и комонимы села Щучье Воронежской области» в разные годы занимали призовые места, а исследование «Принцип интериоризации в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»» было допущено ко второму туру конкурса в Москве. Ежегодно, начиная с 2010-2011 учебного года, мои ученики – члены научного общества обучающихся – становятся победителями и лауреатами премии главы Щученской администрации «Ступень в будущее». Так дети получают возможность убедиться в том, что знания имеют реальную ценность. И главное: у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать объективное от субъективного, достоверное от фальсификации. Исследовательская работа «является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности, движению от абстрактного к конкретному и наоборот»[4], вырабатывает и развивает умение ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, находить нестандартные решения, выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты, формулировать выводы, выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные информационные технологии. Исследовательская деятельность – это кропотливый труд, требующий значительных затрат времени, умственных и эмоциональных усилий, но она даёт возможность почувствовать неповторимый вкус интеллектуальной творческой работы. Исследовательские работы школьников – лишь первый шаг в науке, который формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в вузе. Настоящие, самостоятельные научные исследования возможны лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.
Список использованной литературы 1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005. 2. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004. 3. Васильева Е.В. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, исследовательская деятельность учащихся и методика их организации на уроках русского языка. // Лекция на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. ВОИПКиПРО, 2012. 4. Заварзина Н. Н. Научное общество учащихся «Гимназист».// Научно-практический журнал «Завуч», № 3, 2006. 5. Лукьянова М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. // Научно-практический журнал «Завуч», №2, 2006. 6. Проблемы историко-обществоведческого и художественно-эстетического образования: содержание и методика преподавания. Материалы областной научно-практической конференции. – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2013.
Приложение
Сведения об авторе
улица Кольцовская, дом 45
[1] Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005. [2] Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.
[3] Васильева Е.В. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, исследовательская деятельность учащихся и методика их организации на уроках русского языка. // Лекция на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. ВОИПКиПРО, 2012. [4] Заварзина Н. Н. Научное общество учащихся «Гимназист».// Научно-практический журнал «Завуч», № 3, 2006. | |
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |