Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Исследовательская работа как метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся"

XXII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО

 

Методическая секция  

«Исследовательская работа 
как метод организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности

обучающихся общеобразовательного учреждения»

 

                                                                       Автор:                                              

                                                            Тимкова Татьяна Степановна,

                                                                        учитель русского языка и литературы

                                             МКОУ «Щученская СОШ»

                                   Лискинского района

                                      Воронежской области

2014 – 2015 учебный год

 

Содержание

  1. Вступление.

Индивидуализация процесса образования в современной школе

  1. Основная часть.
  2. Учебно-исследовательская деятельность учащихся  как перспективная об­разовательная технология.

2. Главная цель учебно-исследовательской работы.

3. Развитие интереса к исследованию.               

  1. Принципы, этапы, методы исследования.

5.Алгоритм проведения исследования.

  1. Исследовательская деятельность школьного научного общества обучающихся «Эрудит».  7.Работы участников региональных конференций и конкурсов.
  2.  .       Заключение. 

Неповторимый вкус интеллектуальной творческой работы.

  1. Список использованной литературы.
  2. Приложение.

 

                                                                                             Знать необходимо не затем, чтобы                         

                                                                                 только знать, но для того, чтобы 

                                                                                 научиться делать. Поэтому нужно знать 

                                                                                 не только результаты процессов, а следует

                                                                                 изучать процессы.

                                                                                        М.Горький

Исследование – один  из способов познания человеком окру­жающего мира. Современная  эпоха требует от людей как  репродуктивного воспроизведения готовых знаний, так и умения добывать их. Решающее значение приобретает подготовка творческой личности, ориентированной на научный поиск. Психологи утверждают, что все дети рождаются с творческим потенциалом, но по мере   взросления многие из них теряют заложенные природой способности. Задача школы – индивидуализировать процесс образования, не только организовать усвоение обучающимися образовательной программы, но и сохранить, поддержать, развить талантливого ребёнка, сформировав потребности в исследовательской работе.     На современном этапе работа по расширению кругозора учащихся путём  развития у них навыков учебно-исследовательской деятельности становится основой учебного процесса.  Обучение    школьников нацеливается  на предоставление им возможности выступить в роли  исследователей.  Исследовательская работа становится методом организации и осуществления личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности,   развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее результатом. Она предполагает научное изучение определённой темы. «Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных явлений и фактов, получение новой информации о чем-либо» [1]. В настоящее время в нашем образовательном учреждении учебно-исследовательская деятельность учащихся развивается как перспективная об­разовательная технология.

 В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой дети получают новые объективные научные знания об окружающем мире, и учебно-исследовательская,  которая учит универсальному способу получения знаний, направлена на обучение учащихся, на развитие у них исследовательского типа мышления. Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная:  развитие познавательных способностей учащихся, приобретение ими навыка исследования как активного универсального способа освоения действительности  и самостоятельного получения знаний, развитие личности в процессе обучения. В  школе   происходит лишь формирование навыков исследовательской деятельности учащихся. Учитель - руководитель учебно-исследовательской работы «обучает алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.   Учебно-исследовательская деятельность учащихся в области филологии,  являясь составным компонентом системы развития творческих способностей   школьников,  формирует способности, необходимые  для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности»[2]. Работа  над исследовательской проблемой формирует мотивацию к учёбе, развивает кругозор, память, мышление, речь, способствует развитию детской одарённости.

 Развитию интереса к исследованию способствуют индивидуальные задания творческого характера и нестандартные формы уроков (уроки-семинары, конференции, дискуссии, интервью, выпуск «живой газеты»).

В учебниках русского языка также есть рекомендации по оформлению исследований. В учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык» для 10-11 классов в упражнении 384 предлагается отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Будьте осторожны со словами», в которой академик даёт советы учащимся  по работе над языком научной работы: «Главное достоинство научного языка – ясность. Другое достоинство…- лёгкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота…  Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух про себя».

Существуют следующие формы исследовательской работы обучающихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Мини-исследования можно предлагать  обучающимся в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Например, к уроку русского языка в 10 классе на тему «Активная и пассивная лексика русского языка» мои учащиеся, используя сравнительно-исторический метод исследования, приготовили сообщения «Сопоставительный анализ этимологии слов «старушка» и «дурашка» в русском и английском языке» и «Исследование происхождения и употребления слов «болван» и «сволочь» в русском языке».  Заниматься же основательной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

  Исследовательская деятельность строится на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Принципы организации учебно-исследовательской работы по русскому языку – добровольность, личная заинтересованность, научность, связь с базовым образованием, доступность, посильность, этичность, практическая значимость.

 Работа над исследовательской проблемой состоит из четырёх этапов: подготовка к исследованию, проведение исследования, оформление результатов исследования, защита исследовательской работы.

  Тема выбирается на основе личных познавательных и исследовательских возможностей обучающегося   «с учетом   востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя» [3].  Проблема должна быть личностно значимой для обучающегося.

Для проведения исследования по филологии важно правильно выбрать методы. В  исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ, семантический анализ, стилистический анализ, лингвистический анализ художественного текста; описательный метод, сравнительно-исторический метод, экспериментальный метод. Объектом исследований являются, как правило, тексты.

Процедура исследования предполагает определённый алгоритм: выбор и формулировка темы, объекта и предмета исследования; обоснование стратегической цели и тактических задач; выбор методов исследования;  изучение литературы по теме; поиск, сбор  и сопоставление источников; краткая характеристика по нескольким источникам того, что известно об исследуемом явлении; анализ информации; формулировка исходных гипотез, предположений, идей;   сбор материала; обработка собранных данных,  в тексте пред­ставляются только самые необходимые;   анализ и обобщение полученных результатов; уточнение темы; проверка гипотез, формулировка утверждений; оформление выводов исследования, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты ра­боты, выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы; выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов; обобщение материала и представление его в виде текста; создание и оформление компьютерной презентации исследовательской работы; защита работы. Для освещения сути работы регламент предусматривает не более 10 минут. Главная задача докладчика -  изложить  саму суть исследования,   проиллюстрировав её небольшим коли­чеством   иллюстративного матери­ала. 

Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы. Гипотеза должна быть обоснованна,    подкреплена литературными данными и логическими сообра­жениями. Теоретические выводы могут выходить за рамки общеобразовательной программы.

             В нашем образовательном учреждении в 2010 году я предложила создать научное общество обучающихся (далее НОО) «Эрудит» и на общешкольной конференции общим открытым голосованием  была избрана его председателем.  Это добровольное общественное объединение обучающихся и преподавателей, занятых научно-исследовательской и проектной деятельностью. НОО создано для развития интересов и способностей школьников, формирования у них системы научных взглядов, воспитания активной жизненной позиции, содействия эффективной профориентации, повышения профессионального мастерства педагогов. Основная цель НОО «Эрудит» – сформировать  творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы. Члены НОО активно участвуют в изготовлении образовательных материалов, в том числе мультимедийных презентаций; проведении массовых мероприятий, экскурсионных поездок, встреч с известными людьми;  посещении музеев, выставок; подготовке исследовательских, творческих, проектных работ, которые впоследствии представляются на конференции и конкурсы различного уровня. В исследовательскую деятельность вовлечено 100% моих учеников. В 2010-2011 учебном году мы с ученицей занимались исследованием темы «Язык и общество: опыт социолингвистического исследования речевого поведения жителей села Щучье», за которую школьница получила премию главы администрации «Ступень в будущее» в номинации «Гуманитарные науки».   Участвуя в региональном конкурсе исследовательских работ «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области», она подготовила проект «Щучье – литературная жемчужина Придонья» и стала победителем муниципального этапа.    

             В 2011-2015 годах на конференцияx и конкурсах различного уровня мои ученики выступили с исследовательскими работами «Диалектизмы в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» и книге Н.И.Сафронова «Щученские были»», «Микротопонимика села Щучье», «Диалектизмы в речи жителей села Щучье», «Профессионализмы в речи водителей», «Прозвища села Щучье: история и современность», «Профессионализмы в речи людей разного возраста», «Влияние Интернета на речь жителей села Щучье», «Устаревшие слова в речи учителей и учащихся Щученской школы», «Семь чудес села Щучье», «Интертекстуальность на страницах газеты «Лискинские известия»»,  «Фразеологизмы  в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и  речи старшего поколения жителей села Щучье», «Язык виртуального общения молодёжи села Щучье и города Лиски».

              В региональном этапе Всероссийского конкурса им. В.И.Вернадского работы «Фамилии учащихся Щученской школы: история и современность», «Жаргонизмы в живой разговорной речи старшеклассников городских и сельских школ», «Годонимы и   комонимы села Щучье Воронежской области» в разные годы занимали призовые места, а исследование  «Принцип интериоризации в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»» было допущено ко второму туру конкурса в Москве.

Ежегодно,  начиная с 2010-2011 учебного года, мои ученики – члены научного общества обучающихся – становятся  победителями и лауреатами премии главы Щученской администрации «Ступень в будущее». Так дети получают возможность убедиться в том, что знания имеют реальную ценность. И главное: у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать объективное от субъективного, достоверное от фальсификации.

Исследовательская работа «является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности, движению от абстрактного к конкретному и наоборот»[4], вырабатывает и развивает умение ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, находить нестандартные решения, выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты, формулировать выводы, выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные информационные технологии. Исследовательская деятельность – это кропотливый труд, требующий значительных затрат времени, умственных  и эмоциональных усилий, но она даёт возможность почувствовать неповторимый вкус интеллектуальной творческой работы.

Исследовательские работы школьников – лишь первый шаг в науке, который   формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в вузе.   Настоящие, самостоятель­ные научные исследования возможны лишь пос­ле получения качественного, разностороннего высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

2.  Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.

3.     Васильева   Е.В. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, исследовательская деятельность учащихся и методика их организации на уроках русского языка. // Лекция на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. ВОИПКиПРО, 2012.

4.     Заварзина Н. Н. Научное общество учащихся «Гимназист».// Научно-практический журнал «Завуч», № 3, 2006.  

5.     Лукьянова М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. // Научно-практический журнал «Завуч», №2, 2006.

 6. Проблемы историко-обществоведческого и художественно-эстетического образования: содержание и методика преподавания. Материалы областной научно-практической конференции. – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2013.

 

 

 

Приложение

 

Сведения об авторе

 

  1. ФИО                 Тимкова Татьяна Степановна
  2. Должность       учитель русского языка и литературы
  3. Место работы  муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа» Лискинского муниципального района Воронежской области
  4. Адрес                397926 Воронежская область, Лискинский район, село Щучье,

                           улица Кольцовская, дом 45

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

[2] Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», № 7, 2004.

 

[3] Васильева   Е.В. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, исследовательская деятельность учащихся и методика их организации на уроках русского языка. // Лекция на курсах повышения квалификации учителей русского

языка и литературы. ВОИПКиПРО, 2012.

[4] Заварзина Н. Н. Научное общество учащихся «Гимназист».// Научно-практический журнал «Завуч», № 3, 2006.   

Категория: Мои статьи | Добавил: луна (10.05.2016)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: