Каталог статей
Главная » Статьи » Литература |
Учитель: Тимкова Татьяна Степановна Класс: 11 Тема урока: А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции Цель: ознакомить обучающихся с историей создания, особенностями жанра и композиции поэмы. Задачи: повторить определение терминов «жанр», «композиция»; ознакомить с понятием «реквием»; развивать навык выразительного чтения и анализа художественного текста; формировать навык интерпретации и интеграции разных видов искусств; вызвать сострадание к чужой боли. Оборудование: Ахматова А.А.Реквием. – М.: Прогресс, 1999. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. ХХ век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. Нечаева И.В. Словарь иностранных слов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. мультимедийная презентация к уроку; аудиозапись чтения А.А.Ахматовой поэмы «Реквием»; аудиозапись «Реквиема» В.А.Моцарта; раздаточный материал – тексты поэмы; копии вещей из дома-музея Ахматовой: скатерть, чернильница, ручка, блюдце и чашка, пепельница, спички, фоторамка, шаль, чемоданчик. Тип урока: усвоение нового материала. Прогнозируемые результаты: обучающиеся имеют представление об истории создания, жанре и композиции поэмы, составляют связный текст, принимают участие в аналитической беседе. Ход урока
☼Как вы думаете, что это такое? Я воссоздала уголок музея Анны Ахматовой в Петербурге. В такой пепельнице друзья Ахматовой сжигали листы с рукописью поэмы «Реквием», предварительно выучив её наизусть. Лишь осенью 1962 года поэма была впервые написана на бумаге. В тот день Ахматова торжественно произнесла: ««Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». ☼А это моя записная книжка. «25 мая 2010 года. Встреча с Евгением Евтушенко». Он рассказывал о Булате Окуджаве, Владимире Высоцком, Андрее Вознесенском, Василии Аксёнове.☼ «Анна Ахматова. Позвонил ей, когда не печатали. Видел, когда приехала в Москву. Ахматова вышла в заштопанных чулках и старенькой кофтёнке.15 минут люди стояли и аплодировали».
☼Почему люди аплодировали Ахматовой? Ответ на этот вопрос будет вашим письменным домашним заданием. Откройте дневники и запишите на дом: мини-сочинение (эссе) «Почему люди аплодировали Ахматовой?» или «Почему я аплодировал(а) бы Ахматовой?»
Почему к своему главному творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении 30 последних лет жизни? ☼ (Её не отпускала материнская боль о несправедливо пострадавшем сыне). Сегодня я буду задавать вам много вопросов. Если по ходу урока возникнут вопросы у вас, поднимайте руку и задавайте их мне. 2) Давайте обратимся к теме урока. О чём мы сегодня будем говорить? Что такое жанр? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.133, 1 значение. 1.Жанр – разновидность произведений в области какого-либо искусства, характеризующаяся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Как в литературоведении определяется жанр поэмы «Реквием»? Прочитайте, пожалуйста. Лироэпическая поэма. Автобиографическая поэма. Реквием. Запишите. Как вы думаете, как сама Ахматова определила бы жанр своего произведения? Что такое композиция? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.202, 2 значение. 2.Композиция – построение, внутренняя структура произведения, соотношение и взаимное расположение частей. В чём особенность композиции поэмы «Реквием»? Прочитайте, пожалуйста. Запишите. Обрамление: поэма состоит из 10 стихотворений, прозаического предисловия, «Посвящения», «Вступления» и двухчастного «Эпилога». В поэме чередуются лирические и эпические фрагменты.
Что такое реквием? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.392. 3. Реквием (от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine!» – «Покой вечный дай им, Господи!») – заупокойное католическое богослужение, а также музыкальное произведение трагически-траурного характера для хора и оркестра. К жанру реквиема обращались многие композиторы, но самым известным в мировой музыке стал «Реквием» Моцарта. Почему? «Реквием» великого австрийского композитора В.А.Моцарта (1756-1791) проникнут состраданием и скорбью, глубоким переживанием и мучительным напряжением, растущим от части к части. 3) Есть ли в вашей жизни счастье? Горе? Что вы считаете несчастьем? Мучения? Смерть? Скорбь по умершим? Само название произведения «Реквием» настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. 4) В поэме отражено время 30-х годов прошлого века. Как о нём написано в вашем учебнике истории? И таким ли его увидела Анна Ахматова? Прочитайте, пожалуйста, что написано на стр.130 вашего учебника. «Несмотря на отсутствие видимой оппозиции, после убийства главы ленинградской парторганизации С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. в стране развернулась новая волна репрессий, пик которой пришёлся на 1937 год. Их жертвами оказались партийные и советские работники, командующий состав Красной Армии, недобитые «классовые враги», миллионы простых людей». 5) Как это время коснулось Ахматовой и её семьи? Анна Ахматова, бывшая жена расстрелянного в 1921 году якобы за участие в контрреволюционном заговоре Николая Гумилева, постоянно жила в ожидании ареста. Но её ожидало испытание еще более страшное – арестовали не её, а единственного сына. Лев Гумилёв был арестован 3 раза, но ни разу его вина не была доказана. (В 1935 году студент исторического факультета Ленинградского университета Лев Гумилев был арестован и брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы». В первый раз Ахматовой удалось освободить сына довольно быстро: она обратилась с письмом к Сталину. Во второй раз Лев Гумилев был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году его арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Гумилева ни разу не была доказана. Пережитое Ахматовой в эти годы нашло отражение в стихах «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», в поэме «Реквием»).
1) Обратимся к поэме. Послушаем, как сама Анна Андреевна читает начало своего великого произведения (аудиозапись чтения А.А.Ахматовой поэмы «Реквием). Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Согласны ли вы с таким определением времени 30-х годов? (30-е годы – время несчастий, страданий). 2) Как возник замысел поэмы? О том, как возник замысел «Реквиема», Ахматова сама рассказывает читателю в прозаической части – «Вместо предисловия». Прочитайте, пожалуйста. Вместо предисловия Что такое «ежовщина»? Кто такой Ежов? Ежов И.И. (1895-1940), возглавляя органы внутренних дел, был одним из главных организаторов и исполнителей массовых репрессий.
3) По законам реквиема построена вся первая часть великой поэмы. Прочитаем «Вступление» и подумаем, какие слова подтверждают, что это было страшное время.
Найдите и выделите в ваших текстах ключевые слова в каждой строчке. мертвый, ненужным, тюрем, обезумев от муки, осужденных, разлуки, смерти, безвинная корчилась, кровавыми, черных. Поменяйтесь работами, оцените друг друга и поставьте оценку. Какой образ создала Ахматова этими словами? ☼ (Образ горя) Вы вспомните потом этот образ, когда будете читать повесть «Котлован» Андрея Платонова.
4) Прочитайте 1 главу и подумайте, что вы видите, слышите, чувствуете, читая 1 главу? Уводили тебя на рассвете, Что вы видите, слышите, чувствуете, читая 1 главу? Разделимся на 3 группы: 1 группа описывает то, что видит, 2 – что слышит, 3 – что чувствует. Запишите это на своих листах напротив текста. ☼ (Видим арест отца и оцепенение матери, слышим плач детей, чувствуем горе семьи).
Нужны или не нужны в 1 главе «стрелецкие жёнки»? Зачем Ахматова вспоминает о них? ☼ (Ахматова сопоставляет кровавые расправы 1698 года и 1930-х годов. Это трагические страницы русской истории).
5) Минутка релаксации. ☼А теперь сядем удобнее и закроем глаза, чтобы они лучше отдохнули, наши мысли и чувства пришли в порядок, всё изученное на уроке лучше запомнилось. Мы отдохнули и с новыми силами продолжим урок. Открываем глаза.
6) Прочитаем 2 главу, послушаем 7 часть «Реквиема» Моцарта «Лакримоза» и сравним текст Ахматовой и музыку Моцарта. Тихо льется тихий Дон, В чём созвучны настроения стихов и музыки? Не забываем, что поэма эта имеет ярко выраженное музыкальное начало. ☼ (В стихах скорбные рыдания лирической героини завершаются молитвенным утешением – то же самое мы слышим и в музыке).
7) Прочитайте название Х главы и текст 2 части. Распятие Магдалина билась и рыдала, Подумайте, почему именно этот евангельский сюжет использовала Ахматова? Что она хотела сказать? ☼ (В разные исторические эпохи страдания матерей одинаковы). Что общего у поэмы Ахматовой и картины Грюневальда?☼ (Из всех людей, собравшихся на Голгофе у распятого Христа, немецкий художник Матиас Грюневальд выдвигает из тьмы те же 3 фигуры, что и Ахматова: Магдалину, ученика, Мать). «Распятие» – нравственно-философский центр всего произведения. Трагедия достигает вневременного, вечного, всемирного, вселенского масштаба.
Как бы вы теперь определили жанр и композицию поэмы? Жанр – реквием, композиция – обрамление. (Личная трагедия одной матери и одного сына становится всеобщей в пространстве России и во времени).
8) И пока горят поминальные свечи, подумаем, почему люди «15 минут стояли и аплодировали Ахматовой»? Или почему вы аплодировали бы Ахматовой? (Ахматова выразила то, о чём думал и что чувствовал каждый, но не мог выразить).
Продолжите, пожалуйста, любое предложение. «Рефлексивный экран» 1.Сегодня я узнал (узнала)… 2. Мне было интересно… 3. Мне было трудно… 4. Я научился (научилась)… 5. Я смогу… 6. Я попробую… Урок закончен. Спасибо за сотрудничество. Есть ли вопросы ко мне? До свидания. | ||||
Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |