Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

А.А.Ахматова. Поэма "Реквием". Особенности жанра и композиции

Учитель:  Тимкова Татьяна Степановна

Класс: 11

Тема урока: А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и   композиции

Цель: ознакомить обучающихся с историей создания, особенностями жанра и композиции   

          поэмы. 

Задачи: повторить определение терминов «жанр», «композиция»;

          ознакомить с понятием «реквием»;

          развивать навык выразительного чтения и анализа художественного текста;

          формировать навык интерпретации и интеграции разных видов искусств;

          вызвать сострадание к чужой боли.

Оборудование: Ахматова А.А.Реквием. – М.: Прогресс, 1999.

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. ХХ век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Нечаева И.В. Словарь иностранных слов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

мультимедийная презентация к уроку;

аудиозапись чтения А.А.Ахматовой поэмы «Реквием»;

аудиозапись «Реквиема» В.А.Моцарта;

раздаточный материал – тексты поэмы;

копии вещей из дома-музея Ахматовой: скатерть, чернильница, ручка, блюдце и чашка, пепельница, спички, фоторамка, шаль, чемоданчик.

Тип урока: усвоение нового материала.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся имеют представление об истории создания, жанре и композиции поэмы, составляют связный текст, принимают участие в аналитической беседе.

Ход урока

  1. Организационный этап.

 

  1. Мотивация учебной деятельности.

☼Как вы думаете, что это такое? Я воссоздала уголок музея Анны Ахматовой в Петербурге. В такой пепельнице друзья Ахматовой сжигали листы с рукописью поэмы «Реквием», предварительно выучив её наизусть. Лишь осенью 1962 года поэма была впервые написана на бумаге. В тот день Ахматова торжественно произнесла: ««Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

☼А это моя записная книжка. «25 мая 2010 года. Встреча с Евгением Евтушенко».  Он рассказывал о Булате Окуджаве, Владимире Высоцком, Андрее Вознесенском, Василии Аксёнове.☼ «Анна Ахматова. Позвонил  ей, когда не печатали. Видел, когда приехала в Москву. Ахматова вышла в заштопанных чулках и старенькой кофтёнке.15 минут люди стояли и аплодировали».

  1. Домашнее задание.

☼Почему люди аплодировали Ахматовой? Ответ на этот вопрос будет вашим письменным домашним заданием. Откройте дневники и запишите на дом: мини-сочинение (эссе) «Почему люди аплодировали Ахматовой?»  или «Почему я аплодировал(а) бы Ахматовой?»

 

 

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
  1. ☼ А теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. К концу урока у вас в тетрадях будет записан связный текст, и вы будете знать историю создания, особенности жанра и композиции поэмы «Реквием», которую, я надеюсь, вы прочитали.

Почему к своему главному творению Ахматова обращалась  постоянно на протяжении 30 последних лет жизни? ☼ (Её не отпускала материнская боль о несправедливо пострадавшем сыне). Сегодня я буду задавать вам много вопросов. Если по ходу урока возникнут вопросы у вас, поднимайте руку и задавайте их мне.

2) Давайте обратимся к теме урока. О чём мы сегодня будем говорить?                          

Что такое жанр? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.133, 1 значение.

1.Жанр – разновидность произведений в области какого-либо искусства, характеризующаяся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Как в литературоведении определяется жанр поэмы «Реквием»? Прочитайте, пожалуйста.

Лироэпическая поэма. Автобиографическая поэма. Реквием.

Запишите. Как вы думаете, как сама Ахматова определила бы жанр своего произведения?

Что такое композиция? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.202, 2 значение.

 2.Композиция – построение, внутренняя структура произведения, соотношение и взаимное расположение частей.

В чём особенность композиции поэмы «Реквием»? Прочитайте, пожалуйста. Запишите. 

 Обрамление:  поэма состоит из 10 стихотворений, прозаического предисловия, «Посвящения», «Вступления» и двухчастного «Эпилога». В поэме   чередуются лирические и эпические фрагменты.

  • (Обрамление: текст поэмы составляют несколько написанных в разные годы стихотворений. Если мы представим поэму как объём, то в этом объёме находятся части поэмы).

Что такое реквием? Прочитайте, пожалуйста, в словаре, стр.392.  

3. Реквием (от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine!» – «Покой вечный дай им, Господи!») – заупокойное католическое богослужение, а также музыкальное произведение трагически-траурного характера для хора и оркестра.

К жанру реквиема обращались многие композиторы, но самым известным в мировой музыке стал «Реквием» Моцарта. Почему? «Реквием» великого австрийского композитора В.А.Моцарта (1756-1791) проникнут состраданием и скорбью, глубоким переживанием и мучительным напряжением, растущим от части к части.

3) Есть ли в вашей жизни счастье? Горе? Что вы считаете несчастьем? Мучения? Смерть? Скорбь по умершим?

 Само название произведения «Реквием»  настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания.  

4) В поэме отражено время 30-х годов прошлого века. Как о нём написано в вашем учебнике истории?  И  таким ли его увидела Анна Ахматова? Прочитайте, пожалуйста, что написано на стр.130 вашего учебника.

 «Несмотря на отсутствие видимой оппозиции, после убийства главы ленинградской парторганизации  С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. в стране развернулась новая волна репрессий, пик которой пришёлся на 1937 год. Их жертвами оказались партийные и советские работники, командующий состав Красной Армии, недобитые «классовые враги», миллионы простых людей».

5) Как это время коснулось Ахматовой и её семьи?

Анна Ахматова, бывшая жена расстрелянного в 1921 году якобы за участие в контрреволюционном заговоре Николая Гумилева, постоянно жила в ожидании ареста. Но её ожидало испытание еще более страшное –  арестовали не её, а единственного сына. Лев Гумилёв был арестован 3 раза, но ни разу его вина не была доказана.  

(В 1935 году студент исторического факультета Ленинградского университета Лев Гумилев был арестован и брошен в тюрьму как «участник антисоветской террористической группы». В первый раз Ахматовой удалось освободить сына довольно быстро: она обратилась с письмом к Сталину. Во второй раз Лев Гумилев был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В 1949 году его арестовывают в третий раз, приговаривают к расстрелу, который потом заменяют ссылкой. Вина Гумилева ни разу не была доказана. Пережитое Ахматовой в эти годы нашло отражение в стихах «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», в поэме «Реквием»). 

 

  1. .      Работа над темой.

1) Обратимся к поэме. Послушаем, как сама Анна Андреевна  читает начало своего великого  произведения (аудиозапись чтения А.А.Ахматовой поэмы «Реквием).

        Нет, и не под чуждым небосводом,

         И не под защитой чуждых крыл, -
       Я была тогда с моим народом,
       Там, где мой народ, к несчастью, был
.   

Согласны ли вы с таким определением времени 30-х годов?  (30-е годы – время несчастий, страданий).

2) Как возник замысел поэмы? О том, как возник замысел «Реквиема», Ахматова сама рассказывает читателю в прозаической части – «Вместо предисловия». Прочитайте, пожалуйста.

Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то"опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала: 
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
                1 апреля 1957, Ленинград
.

Что такое «ежовщина»? Кто такой Ежов? Ежов И.И. (1895-1940), возглавляя органы внутренних дел, был одним из главных организаторов и исполнителей массовых репрессий.

 

3) По законам реквиема построена вся первая часть великой поэмы. Прочитаем «Вступление» и подумаем, какие слова подтверждают, что это было страшное время.

  •  
    И когда, обезумев от муки,
    Шли уже осужденных полки,
    И короткую песню разлуки
    Паровозные пели гудки,
    Звезды смерти стояли над нами,
    И безвинная корчилась Русь
    Под кровавыми сапогами
    И под шинами черных марусь.

Найдите и выделите в ваших текстах ключевые слова в каждой строчке.

                          мертвый, ненужным, тюрем, обезумев от муки, осужденных, разлуки, смерти, безвинная корчилась, кровавыми, черных.

Поменяйтесь работами, оцените друг друга и поставьте оценку.    

Какой образ создала Ахматова этими словами? ☼ (Образ горя)

Вы вспомните потом этот образ, когда будете читать повесть «Котлован» Андрея Платонова.

 

4) Прочитайте 1 главу и подумайте, что вы видите, слышите, чувствуете, читая 1 главу?

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети
,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлевскими башнями выть.

Что вы видите, слышите, чувствуете, читая 1 главу? Разделимся на 3 группы: 1 группа описывает то, что видит, 2 – что слышит, 3 – что чувствует. Запишите это на своих листах напротив текста.

☼ (Видим арест отца и оцепенение матери, слышим плач детей, чувствуем горе семьи).

 

  Нужны или не нужны в 1 главе «стрелецкие жёнки»? Зачем Ахматова   

   вспоминает о них?  ☼ (Ахматова сопоставляет кровавые расправы 1698 года и 1930-х годов. Это трагические страницы русской истории).

 

5) Минутка релаксации. ☼А теперь сядем удобнее и закроем глаза, чтобы они лучше отдохнули, наши мысли и чувства пришли в порядок, всё изученное на уроке лучше запомнилось. Мы отдохнули и с новыми силами продолжим урок. Открываем глаза.

 

6) Прочитаем 2 главу, послушаем 7 часть «Реквиема»  Моцарта «Лакримоза»  и   сравним текст Ахматовой и музыку Моцарта.

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

В чём созвучны настроения стихов и музыки? Не забываем, что поэма эта имеет ярко выраженное музыкальное начало. ☼ (В стихах скорбные рыдания лирической героини завершаются молитвенным утешением – то же самое мы слышим и в музыке).

 

7) Прочитайте название Х главы и текст 2 части.

                                        Распятие

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Подумайте, почему именно этот евангельский сюжет использовала Ахматова? Что она хотела сказать? ☼ (В разные исторические эпохи страдания матерей одинаковы).  

Что общего у поэмы Ахматовой и картины Грюневальда?☼ (Из всех людей, собравшихся на Голгофе у распятого Христа, немецкий художник Матиас Грюневальд выдвигает из тьмы те же 3 фигуры, что и Ахматова: Магдалину, ученика, Мать).

«Распятие» –  нравственно-философский центр всего произведения. Трагедия достигает вневременного, вечного, всемирного, вселенского масштаба.   

 

 

 

Всё

       человечество

 

Россия

 

Мать и казнимый сын

 

Как бы вы теперь определили жанр и композицию поэмы?

Жанр – реквием, композиция – обрамление. (Личная трагедия одной матери и одного сына становится всеобщей в пространстве России и во времени).

 

8) И пока горят поминальные свечи, подумаем, почему люди «15 минут стояли и аплодировали Ахматовой»? Или почему вы аплодировали бы Ахматовой? (Ахматова выразила то, о чём думал и что чувствовал каждый, но не мог выразить).

 

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Продолжите, пожалуйста, любое предложение. «Рефлексивный экран»

     1.Сегодня я узнал (узнала)…

           2. Мне было интересно…

           3. Мне было трудно…

           4. Я научился (научилась)…

           5. Я смогу…

           6. Я попробую…

Урок закончен. Спасибо за сотрудничество. Есть ли вопросы ко мне? До свидания.

Категория: Литература | Добавил: луна (08.02.2017)
Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: