Каталог статей
Главная » Статьи » Мировая художественная культура |
Картины, которые изменили всеМногие культовые картины вызывают восторг у профессионалов и, одновременно, недоумение или сарказм у широкой публики. В чем их посыл, каков контекст создания, и как они повлияли на нашу жизнь?
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи, около 1505 года
Эта картина известна всем — даже тем, кто не любит живопись и абсолютно не интересуется ей. Но так сложилось, что самый безразличный к искусству турист, оказавшись в Париже, непременно отправляется в Лувр, только чтобы увидеть это произведение. В чем же секрет популярности «Моны Лизы»? Самый частый ответ: в её загадочности. Многие слышали гипотезу о том, что на портрете изображена вовсе не женщина, а мужчина — и это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Также часто рассуждают про загадочную полуулыбку и блуждающий взгляд Моны Лизы, который словно «следует за человеком, с какого бы ракурса тот ни рассматривал шедевр». Но согласитесь, всего этого как-то недостаточно, чтобы стать самой знаменитой картиной в мире. До начала XX века «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (другое название «Моны Лизы») ничем не выделялся среди других работ великого мастера. Одно время картина даже украшала… баню французского короля — из-за чего, кстати, изрядно пострадала! Бытует мнение, что Франциск I поместил картину в баню не потому, что не понимал, каким шедевром он обладает, а как раз наоборот — баня в Фонтенбло была «местом силы» Франции той поры, где, помимо всего прочего, король проводил дипломатические встречи. Как бы то ни было, оказавшись в экспозиционных залах Лувра «Джоконда» не особо привлекала взгляды посетителей, вела скромный образ жизни «одной из работ великого Леонардо». Но 21 августа 1911 года произошёл скандал, который изменил все.
При неизвестных обстоятельствах портрет был похищен. Прямо из Лувра. Новость мгновенно попала во все газеты Франции и далее разлетелась по миру. Возмущенную публику волновало множество вопросов: кто украл картину, куда смотрела охрана, как тратятся деньги налогоплательщиков, раз музей не охраняют должным образом, — о похищении картины говорили на каждом углу. Благодаря краже «Мона Лиза» одномоментно попала на обложки всех известных газет Европы — и в миг стала самой популярной и узнаваемой картиной в мире! Что интересно, в дальнейшем некоторые хитрые «предприниматели» из мира искусства будут использовать этот прием: намеренно раздувать (продюсировать) скандал вокруг произведений — ради внимания и первых полос газет — и таким образом повышать их стоимость. Что касается «Моны Лизы», ее славе было суждено греметь еще долго. Спустя пару недель изображение таинственной красавицы вновь оказалось на обложках газет — под следствие по делу о похищении картины попал знаменитый художник Пабло Пикассо (читайте наш материал об этом). Истинный похититель картины был пойман спустя пару лет во Флоренции (и снова первые полосы всех европейских газет были отданы «Джоконде»). Им оказался работник Лувра Винченцо Перуджа — итальянец, которому «претило, что картина Леонардо хранится не в Италии, на родине гения, а во Франции». Далее были «гастроли» «Моны Лизы» в СССР и США (в период холодной войны) и абсолютное помешательство в Париже, когда в Лувр люди приходили лишь с одной целью: увидеть её. Собственно, все это мы можем наблюдать и сегодня. | |
Просмотров: 115 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |