Каталог статей
Главная » Статьи » Мировая художественная культура |
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образованияМИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по мировой художественной культуре (базового и профильного уровней полной средней школы) и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Рекомендации разработаны в целях материально-технического, организационного и учебно-методического обеспечения реализации государственного стандарта общего образования. Новизна разработанных требований. Требования разработаны с учётом основных направлений модернизации общего образования, которые предполагают личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания образования, усиление его воспитательного потенциала и гуманитарной направленности, формирование основных навыков познавательной, коммуникативной и творческой деятельности и соответствующих ключевых компетенций. Настоящие рекомендации ориентированы прежде всего на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Исходя из этого усилены требования не только к наглядности и создания условий для более тесного контакта с феноменами художественной культуры, но и к формированию свободного оперативного поля для критического осмысления как самих произведений искусства, так и разных точек зрения на них, выработки личных эстетических ориентиров, выбора собственных путей в области культурного развития и самостоятельной художественной творческой деятельности. Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения. Требования оптимизируют материально-техническое обеспечение, на базе которого должны быть созданы необходимые условия для реализации в процессе обучения федерального компонента государственного стандарта общего образования по мировой художественной культуре. В состав требований включены не только выпускаемые в настоящее время, но и перспективные объекты и средства материально-технического обеспечения, создание которых необходимо для обеспечения введения стандартов. В перечень включены: книгопечатная продукция (библиотечный фонд), демонстрационные печатные пособия, компьютерные и информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия. Они представлены не конкретными названиями, а в виде общей номенклатуры объектов. Это вызвано тем, что в связи с введением стандартов значительно изменится содержательная основа учебников и учебных пособий. В широкую практику преподавания входят принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе иллюстрации, искусствоведческие тексты, схемы, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях, их огромный массив содержится в сетях интернета, в связи с чем появляется возможность формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира и могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.). Реализация принципа вариативности, преемственности на разных ступенях образования, учёта внутрипредметных и межпредметных связей. По отношению к образовательной области «Искусство» на уровне младшей и основной средней школы курс МХК является обобщающим. В связи с этим ряд иллюстративного материала (слайды, аудио и видео записи) в перечне могут повторяться, но уровень осмысления того же материала кардинально меняется. Это создаёт благоприятный с психологической точки зрения эффект «узнавания» и обеспечивает преемственность на разных ступенях образования. Широкое использование новых технологий как в преподавании МХК, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся связано с реализацией не только внутрипредметных, но и общеучебных задач, с формированием коммуникативной культуры учащихся, развитием умения работать с различными типами источников информации. В этой связи оснащение новыми техническими средствами кабинета МХК можно рассматривать как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения Специфика предмета «Мировая художественная культура», его синтетическая сущность и всеохватность, прямой выход на творческую деятельность предполагают создание в кабинете (как идеальный вариант - в образовательном учреждении в целом) целостной предметно-развивающей эстетической среды, которая может реализоваться в виде экспозиционных площадей для постоянных и временных выставок, дополнительных помещений для занятий творческими элективными курсами (художественная студия, студия для мультипликационных фильмов и т.д.). Характеристика расчёта количественных показателей материально-технического обеспечения. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Характеристика учебного кабинета или учебного помещения Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 178-02).
| |
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |