Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Обучение исследованию художественного значения слова Язык – основное средство изображения жизни в художественной литературе. В своей работе с учащимися я, как и многие учителя-филологи, в числе активных методических приёмов использую анализ языка художественных произведений. Поэтический язык отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинён созданию художественных образов. Именно этим определяются его основные свойства и закономерности. Слова в художественном произведении приобретают художественное значение. Моя задача – обратить внимание учащихся на то, каким образом слова выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Образность художественной речи выражается в её непосредственности, эмоциональной насыщенности, в предельной точности, экономности и одновременно ёмкости. «Художественность состоит вы том, - писал Н.Г.Чернышевский, - чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов».[1]Поиски самого нужного, единственно возможного слова в том или ином случае сопряжены с большими творческими усилиями писателя. На занятиях учащиеся убеждаются, что всякое слово кроме прямого значения, обозначающего основной признак какого-либо предмета, явления, действия, обладает и рядом других значений. Многозначность слова позволяет использовать его в переносном смысле. Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении, называется тропом. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет, уточняет другое. В художественной литературе тропы раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета или явления, усиливая тем самым выразительность речи. «Большее или меньшее использование тропов зависит от характера таланта писателя, от жанра произведения и его конкретных особенностей»[2], - отмечает М.М.Кедрова. В лирике, например, тропы используются значительно шире, чем в эпосе и драме. Таким образом, тропы являются лишь одним из средств художественной выразительности языка и только во взаимодействии со всеми остальными средствами помогают писателю создавать яркие жизненные картины и образы. Основные виды тропов – сравнение, эпитет, метафора, аллегория, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраз. Анализируя текст, мы видим, что художественная выразительность языка достигается не только соответствующим подбором слов, но и их интонационно-синтаксической организацией. Синтаксис используется писателем для индивидуализации и типизации речи, являясь средством создания характеров. В зависимости от интонации и построения фраза и отдельные слова, входящие в неё, приобретают различные смысловые оттенки и эмоциональную окрашенность. Свойственные языку выразительность и эмоциональность различных интонационно-синтаксических форм особенно характерны для художественной речи. Писатель максимально использует многозначность слов не только при их подборе, но и при их синтаксической организации. Особые способы построения предложения, усиливающие выразительность художественной речи, называются стилистическими фигурами. К важнейшим фигурам относятся инверсия, антитеза, параллелизм, лексический повтор, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание. В школьной практике часто приходится в качестве исходного предмета для анализа избирать особенности эпитета, метафоры, антитезы в художественном тексте. Мы выясняем, какую роль в художественном произведении играет эпитет, каковы особенности эпитета (или метафоры) у данного писателя и в данном произведении, наконец, о каких чертах поэтики, о каких сторонах мировоззрения поэта свидетельствует и самый эпитет, и особенности его употребления. В этом случае внимание к эпитету (или антитезе) не будет формальным, анализ текста с точки зрения особенностей эпитета позволит открыть и осознать что-то существенно важное, заглянуть в тайники и глубины внутреннего мира художника и художественного произведения. Для закрепления и обобщения знаний об изобразительно-выразительных средствах языка мною была создана авторская рабочая программа «Выразительные средства русской речи», которую я в течение нескольких лет реализовывала на элективных занятиях по филологии в 10 классе. «Методические рекомендации» программы к темам элективных занятий используются учителями нашей школы на уроках литературы и русского языка при изучении литературоведческих и лингвистических терминов.
| |
Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |