Каталог статей

Главная » Статьи » Работа с одарёнными детьми

Индивидуальная образовательная программа

Пояснительная записка

Статус документа

       Данная рабочая индивидуальная образовательная программа  развития одарённого ребёнка по русскому языку «Стилистические ресурсы русского языка» составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования на  профильном уровне, Примерной программы для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку  при изучении предмета на профильном уровне,  учебного пособия Кожиной М. Н. «Стилистика русского языка», энциклопедии «Языкознание», словарей-справочников лингвистических и литературоведческих терминов Розенталя Д.Э., Теленкова М.А., Тимофеева Л.И., Тураева С.В.

      В основу  программы  положена технология тьюторского сопровождения, действующая по принципу индивидуализации процесса образования.

      Основанием составления программы является  желание учащейся 10 класса Солошенко Дарьи (которая отличается серьёзным, глубоким развитием мышления, памяти, творческого воображения, проявляет высокую инициативность в усвоении знаний и самостоятельность, стремится к исследовательской деятельности) заниматься по своей индивидуальной образовательной программе и заявление родителей обучающейся о согласии на углублённое изучение их ребёнком русского языка.

Актуальность программы

  Индивидуальная образовательная программа   «Стилистические ресурсы русского языка» предназначена для углубления знаний по русскому языку и   повышения речевой культуры обучающегося, активизации его мыслительной деятельности, формирования умения  создавать  собственные высказывания и выражать свои мысли.

Стилистика – раздел языкознания, самостоятельная лингвистическая дисциплина, наука об умелом выборе выразительных языковых средств, знание которых открывает простор для их творческого использования в устной и письменной речи. 

В индивидуальном стиле речи отражается духовный мир человека, его начитанность, знания, вкусы и симпатии. Обучающиеся старших классов должны под руководством учителя работать над стилем своей речи, не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. Совершенствование речевой культуры – это процесс постоянный, неизменно сопровождающий   духовное развитие личности.

Новизна программы

 Программа направлена на   формирование навыков индивидуального стиля речи и систематизации знаний для постепенного накопления умений самостоятельного применения стилистических свойств языковых средств в конкретных условиях их использования.

Значимость программы

Программа  базируется на концепции профильного обучения, повышает   грамотность,  углубляет лингвистические знания, формирует умение применять полученные теоретические знания на практике, расширяет возможности социализации обучающегося, подготовки конкурентноспособной, социально адаптированной  личности.

Практическая направленность

Программа предполагает дальнейшее развитие   коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций, помогает обогатить речь обучающегося, сделать её богаче, выразительнее, развить его творческие способности.

Программа  связана с такими разделами языкознания, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Стилистика русского языка», а также с теорией литературы.

Изучение «Стилистических ресурсов русского языка» поможет учителю лучше подготовить обучающегося к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текстов и написания сочинений по прочитанному тексту, рецензий, эссе.

Программа рассчитана на изучение русского языка  в объёме 35 часов (1 час в неделю).

 

Цели и задачи

   Цель:

- выработать у обучающегося индивидуальный стиль устной и письменной речи.

  Задачи:

- пробудить любовь к русскому языку, помочь обучающемуся овладеть его богатствами;

- углубить теоретические знания о стилистических ресурсах русского языка;

- совершенствовать  умения и навыки правильного и умелого использования языковых средств в разных условиях общения;

- формировать навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме;

- развивать универсальные учебные действия, склонность к  исследовательской деятельности;

- стимулировать познавательную активность  обучающегося;

- научить самостоятельно решать проблемы;

- формировать навыки самостоятельного поиска, анализа, сбора и преобразования найденной в Интернете информации, применения компьютера для оформления и презентации проекта;

- воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.

  Исходя из задач преподавания «Стилистических ресурсов русского языка», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- умело использовать словарный состав русского языка, достигая выразительности и благозвучия речи;

- употреблять разнообразные грамматические формы и гибкие синтаксические конструкции, которые отличают  язык отдельных индивидов от всех других и делают его богатым и ярким;

- соблюдать нормы современного русского языка;

- пользоваться справочной и лингвистической литературой и ресурсами Интернет.

  

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельную работу

уроки

развитие речи

1

Языковая выразительность и благозвучие речи

17

14

1

2

От 5 до 10 минут на каждом уроке

2

Грамматические формы и синтаксические конструкции

12

9

1

2

3

Анализ текста

6

6

-

 -

Итого:

35

29

2

4

 

Содержание рабочей программы (35 часов)

 

Языковая выразительность и благозвучие речи (17 ч)

      Введение. Стиль языка и стили речи. Стилистические ресурсы русского языка. Сочетаемость слов. Стилистическое использование многозначности и омонимов. Смешение созвучных слов. Стилистическое использование синонимов и антонимов. Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов и жаргонизмов. Стилистическое использование историзмов и архаизмов.

Стилистическая оценка неологизмов и заимствованных слов.   Многословие и речевая недостаточность.  Благозвучие речи. Звукопись.   Орфоэпия, правильное ударение и произношение.

  

Грамматические формы и синтаксические конструкции (12 ч)

      Стилистическое использование словообразования. Род и число имён существительных. Склонение имён существительных. Формы имён прилагательных и числительных. Формы местоимений и глагола. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений и приложений. Управление и примыкание. Причастный и деепричастный оборот. Отглагольные образования. Предложение с однородными членами. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

  

Анализ текста (6 ч)

      Тропы. Стилистические фигуры (фигуры речи). Стилистический анализ стихотворных и прозаических текстов. «Поэтическое кафе». Учебно-исследовательская работа на лингвистическую тему. Подготовка к выступлению на конференции НОО «Эрудит».

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

урока

Тема занятия

Дата

Форма проведения Вид деятельно сти     

Основные знания, умения, навыки. Элементы содержания

Образовательный

продукт

Домашнее задание

план

факт

1

Введение.

Стиль языка и стили речи  

08.09 

 

Лекция с элементами беседы (с.343-345)

Ознакомить с понятием «стиль языка». Повторить стили речи

Опорный конспект  по теме

Схема-таблица «Стиль языка и стили речи». Выбрать тему проекта  

2

Стилистические ресурсы русского языка           

15.09 

 

Лабораторная работа «Л.Толстой и А.Чехов»

Ознакомить со стилистически ми ресурсами русского языка         

Отредактированный текст

Сочинение «Что делает   нашу жизнь вырази тельной?»

3

Сочетаемость слов   

22.09   

 

Лабораторная работа «М.Е.Сал тыков-Щедрин»

Формировать умение использовать сочетаемые слова

Отредактированный текст

Рассуждение «Можно ли «одержать поражение»?»

4            

Стилистическое использование многозначности    

29.09   

 

Практикум§53

Совершенство вать умение использовать многозначность слов

Тексты с исправлен ными   речевыми ошибками

Подобрать примеры многозначности («Молодая была уже немолода») 

5                       

Стилистическое использование омонимов                                

06.10   

 

Практикум§55

Развивать навык использования омонимов

Тексты с исправлен ными   речевыми ошибками

Презентация «О словах разнообразных, одинаковых, но разных»                            

6

Смешение созвучных слов    

13.10    

 

Лабораторная работа «В.Я.    Брюсов»

Формировать умение использовать созвучные слова

Отредактированный текст

Истолковать значение слов «главная» и «заглавная» роль 

7

Стилистическое использование синонимов    

20.10    

 

Практикум            §56. 

Контроль ная работа           

Совершенство вать навык использования синонимов

Синонимичес кий ряд  доминант «большой», «изобразить»

Продолжить синонимический ряд доминант «смелый», «учиться»

8

Стилистическое использование антонимов  

27.10    

 

Практикум§57

Совершенство вать навык использования антонимов

Составление гнёзд антонимов

Подобрать антонимы к словам«хорошо» «высокий»

9

Стилистическая окраска слов   

  

03.11    

 

Лабораторная работа «М.Зощен ко»

Формировать умение использовать стилистическую окраску слов

Отредактированный текст

Продолжить диалог:     

-Белобрысый юнец?

- Нет, белокурый юноша! 

10

Стилистическая оценка диалектизмов     

17.11    

 

Исследова тельская работа  НОО

Развивать   навык использования диалектизмов

Анализ предложен

ного текста

Составить толковый словарик диалектизмов

11

Стилистическая оценка жаргонизмов     

24.11    

 

Исследова тельская работа  НОО

Совершенство вать навык использования жаргонизмов

Анализ предложен

ного текста

Составить толковый словарик жаргонизмов

12

Стилистическое использование историзмов и архаизмов  

01.12     

 

Практикум «Меры дли ны аршин, верста, сажень…»

Развивать навык использования историзмов и архаизмов

Опорная схема (с.21, 100) «Историзмы и архаизмы»  

Исследование   «Использование историзмов и архаизмов в моей речи»

13

Стилистическая оценка неологизмов  

08.12    

 

Практикум (с.143) Контроль ная работа           

Совершенство вать навык использования неологизмов

 Таблица    «Основные группы неологизмов»

Исследование   «Употребление неологизмов в моей речи»

14

Стилистическая оценка заимствованных слов

15.12     

 

Исследова тельская работа  НОО

Совершенство вать навык использования заимствованных слов

Анализ предложен

ного текста

Исследование   «Применение заимствованных слов в моей речи»

15

Многословие и речевая недостаточность

22.12    

 

Исследова  ние речи обучающихся

Формировать умение анализировать речь

Тексты с исправленными   речевыми ошибками

Подготовить учебно-исследовательс кую работу

16

Учебно-исследовательс кая работа на лингвистическую тему

29.12    

 

Презента ция

Совершенство вать навык применения ПК       

для оформления    проекта

Учебно-исследовательская работа

Подобрать тексты художественно го стиля

17

Тропы

 

 

Лингвистическое лото (с.364)

Совершенство вать умение использовать тропы

Таблица тропов

Найти тропы в текстах художественно го стиля

18

Стилистические фигуры (фигуры речи)

 

 

Лингвистическое лото   Контроль ная работа

Развивать умение использовать фигуры речи

Таблица стилистичес ких фигур

(с.371)

Найти фигуры речи в текстах художественно го стиля

19

«Поэтическое кафе»  

 

 

Творческоевыразительное чтение стихов   

Развивать  умение анализи ровать поэтичес кий текст

Анализ стихотворе ния  

Написать отзыв о стихотворении

20

Благозвучие речи. Звукопись

 

 

Лабораторная работа «К.Д.Баль монт»

Совершенство вать умение использовать звукопись

Отредактированный текст

Подобрать примеры текстов с повторами звуков

21

Орфоэпия,  пра вильное произно шение и ударение

 

 

Орфоэпическая  викторина

Формировать орфоэпические умения

Орфоэпичес кий словарик

Составить орфоэпическую викторину

22

Стилистическое использование словообразования

 

 

Практикум (с. 305-307)

Формировать умение  образовывать слова

Таблица «Способы образования слов»

Привести примеры словообразова ния

23

Род и число имён существительных

 

 

Практикум §81,82, 83, 87; 40-41

Повторить особенности рода и числа имён существи тельных

Опорная  таблица

Презентация «Род и число имён существитель ных»

24

Склонение имён существительных

 

 

Практикум§37, 39

Повторить особенности склонения имён существитель ных

Опорная  таблица

Презентация «Разносклоняе мые и несклоняе мые имена су ществительные»

25

Формы имён прилагательных и числительных

 

 

Практикум§49-52,

 62-66

Отработать навык использования   прилагательных и числительных

Опорная схема

Написать сочинение-описание «Весеннее утро»

26

Формы местоимений и глагола

 

 

Практикум§68, 81-87

Отработать навык использования местоимений и глаголов

Опорная схема

Написать сочинение-рассуждение «Гражданский долг»

27

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого

 

 

Лекция с элементами беседы (с.218-222, 326-327)

Развивать умение использовать порядок слов в предложении

Опорный конспект  по теме

Написать сочинение-путевой очерк

28

Согласование определений и приложений

 

 

Лекция с элементами беседы (с.243-245, 322-323)

Совершенство  вать навык применения согласования

Опорный конспект  по теме

Привести примеры приложений

29

Управление и примыкание

 

 

Лекция с элементами беседы (с.218-222, 245)

Совершенство вать навык применения управления и примыкания

Опорный конспект  по теме

Составить таблицу «Способы связи слов»

30

Причастный и деепричастный оборот

 

 

Практикум §12-13, 31 Контроль ное тестирова ние

Совершенство вать навык применения причастного и деепричастного оборота

Исправлен ный тест  

Составить тест  

31

Отглагольные образования

 

 

Практикум (с.190-191)

Развивать   умение использовать отглагольные  образования

План-конспект 

Привести примеры отглагольных  образований

32

Предложения с однородными членами

 

 

Творческий диктант (с.172-173)

Совершенство вать навык использования однородных членов

Текст с исправленными  ошибками

Написать сочинение по прочитанному тексту

33

Сложносочинён ные и сложноподчинённые предложения

 

 

Творческий диктант (с.316-319)

Совершенство вать навык использования сложных предложений

Текст с исправленными     ошибками

Написать сочинение по прочитанному тексту

34

Стилистический анализ   прозаического текста

 

 

Лабораторная работа «А.П. Платонов»

Совершенство вать умение анализировать текст

Отредактированный текст

Подготовить публичное представление учебно-исследовательс кой работы

35

Подготовка к выступлению на конференции НОО «Эрудит»

 

 

Презентация

Совершенство вать навык применения ПК для  презента ции проекта

Учебно-исследовательская работа

 

 

 

 

 

Категория: Работа с одарёнными детьми | Добавил: луна (17.10.2014)
Просмотров: 600 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: