Каталог статей
Главная » Статьи » Работа с одарёнными детьми |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Выступление на VII районной научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательных учреждений как фактор повышения качества и доступности образования»
Индивидуальная образовательная программа как способ реализации личностно ориентированного обучения
Тимкова Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы
7 ноября 2014 года
Человечество на протяжении всей своей истории постоянно открывает для себя всё новые и новые источники знаний и формы обучения. На современном этапе развития общества актуальна индивидуализация процесса образования посредством внедрения личностно ориентированного обучения и реализации индивидуальных образовательных программ, которые обеспечивают эффективную самостоятельную работу обучающихся. В каждом образовательном учреждении есть возможность организовать внеурочную деятельность с учащимися, имеющими более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности и творческие проявления. У учителя появляется новая задача – привлечь одарённых детей к самостоятельной углублённой исследовательской деятельности. Непросто определить склонность ребёнка к тому или иному учебному предмету (как самому ребёнку, так и учителю), но ещё сложнее составить программу индивидуальной работы с одарёнными детьми. Индивидуальная образовательная программа – это «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителем-тьютором педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучающегося». Имея большой опыт работы с детьми, самостоятельной разработки и внедрения инноваций, я разработала и реализовала индивидуальные образовательные программы по филологии «Основы учебно-исследовательской работы по русскому языку», «Нормы современного русского литературного языка», «Теория и практика сочинения-рассуждения», «Основные способы переработки текста», «Стилистические ресурсы русской речи». Ведущими принципами организации индивидуального развития одарённого ребёнка для меня стали связь с базовым образованием, краеведением, для ученика – добровольность, личная заинтересованность, практическая значимость. Я провела анкетирование, чтобы выявить, к каким разделам науки о языке обучающиеся проявляют наибольший интерес. Результаты опроса показали, что большинство старшеклассников хочет изучать лексику и фразеологию. В Рабочей программе к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы» (базовый уровень) на изучение раздела «Лексика и фразеология» отводится 6 часов. Таким образом, появляется противоречие между сложившейся традицией преподавания русского языка и потребностью учащегося в новом подходе, который ставил бы в центр внимания пользователя языка, языковую личность. Для того чтобы преодолеть этот конфликт, наиболее подходит такой метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как учебно-исследовательская работа. Реализуя индивидуальную образовательную программу «Основы учебно-исследовательской работы по русскому языку», мы с ученицей занимались исследованием темы «Язык и общество: опыт социолингвистического исследования речевого поведения жителей села Щучье», за которую школьница получила премию главы администрации «Ступень в будущее» в номинации «Гуманитарные науки». Участвуя в региональном конкурсе исследовательских работ «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области», она подготовила проект «Щучье – литературная жемчужина Придонья» и стала победителем муниципального этапа. Занятия по индивидуальной образовательной программе «Нормы современного русского литературного языка» привели обучающихся к изучению живого общения представителей разных поколений и социальных групп, к новому взгляду на литературные произведения. На региональных конференцияx мои ученики выступили с исследовательскими проектами «Интертекстуальность на страницах газеты ”Лискинские известия“», «Диалектизмы в речи жителей села Щучье», «Фамилии учащихся Щученской школы: история и современность», «Фразеологизмы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и речи старшего поколения села Щучье», «Диалектизмы в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» и книге Н.Сафронова «Щученские были». С точки зрения учащихся и их семей, коллег и администрации занятия по индивидуальным образовательным программам оказывают положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и повышают качество знаний обучающихся. В формировании у ребёнка потребности добывать знания, находить нестандартные решения проблем, реализовать личностный потенциал, по моему мнению, работа по индивидуальной образовательной программе становится фактически приоритетной формой обучения.
| |
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |