Каталог статей

Главная » Статьи » Работа с одарёнными детьми

Индивидуальная образовательная программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выступление

на VII районной научно-практической конференции

«Инновационная деятельность образовательных учреждений

как фактор повышения качества и доступности образования»

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная образовательная программа

как способ реализации

 личностно ориентированного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Тимкова Татьяна Степановна,

                                                                  учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ноября 2014 года

 

 

  

Человечество на протяжении всей своей истории постоянно открывает для себя всё новые и новые источники знаний и формы обучения. На современном этапе развития общества актуальна индивидуализация процесса образования посредством внедрения личностно ориентированного обучения и реализации индивидуальных образовательных программ, которые обеспечивают   эффективную самостоятельную работу обучающихся.

В каждом образовательном учреждении есть  возможность организовать внеурочную деятельность с  учащимися, имеющими более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности и творческие проявления. У учителя появляется новая задача – привлечь одарённых детей к самостоятельной углублённой исследовательской деятельности. Непросто определить склонность ребёнка к тому или иному учебному предмету (как самому ребёнку, так и учителю), но ещё сложнее составить программу индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Индивидуальная образовательная программа  –  это  «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителем-тьютором педагогической поддержки самоопределения и  самореализации обучающегося».

Имея  большой опыт работы с детьми,  самостоятельной разработки и внедрения инноваций, я  разработала   и реализовала  индивидуальные образовательные программы по филологии «Основы учебно-исследовательской работы по русскому языку», «Нормы современного русского литературного языка», «Теория и практика сочинения-рассуждения»,  «Основные способы переработки текста», «Стилистические ресурсы русской речи».

Ведущими принципами организации индивидуального развития одарённого ребёнка для меня стали связь с базовым образованием, краеведением, для ученика – добровольность, личная заинтересованность, практическая значимость. 

Я провела анкетирование, чтобы выявить, к каким разделам науки о языке обучающиеся проявляют наибольший интерес. Результаты опроса показали, что большинство старшеклассников хочет изучать лексику и фразеологию. В Рабочей программе к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы» (базовый уровень) на изучение раздела «Лексика и фразеология» отводится 6 часов.  Таким образом, появляется  противоречие между сложившейся традицией преподавания русского языка  и потребностью учащегося в новом подходе, который ставил бы в центр внимания пользователя языка, языковую личность. Для того чтобы преодолеть этот конфликт, наиболее подходит такой метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как учебно-исследовательская работа.

Реализуя индивидуальную образовательную программу «Основы учебно-исследовательской работы по русскому языку», мы с ученицей занимались исследованием темы «Язык и общество: опыт социолингвистического исследования речевого поведения жителей села Щучье», за которую школьница получила премию главы администрации «Ступень в будущее» в номинации «Гуманитарные науки».   Участвуя в региональном конкурсе исследовательских работ «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области», она подготовила проект «Щучье – литературная жемчужина Придонья» и стала победителем муниципального этапа. 

Занятия по индивидуальной образовательной программе  «Нормы современного русского литературного языка» привели обучающихся к  изучению живого  общения представителей разных поколений и социальных групп, к новому взгляду на литературные произведения. На  региональных конференцияx мои ученики выступили с исследовательскими проектами «Интертекстуальность на страницах газеты ”Лискинские известия“»,  «Диалектизмы в речи жителей села Щучье», «Фамилии учащихся Щученской школы: история и современность», «Фразеологизмы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и речи старшего поколения села Щучье», «Диалектизмы в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» и книге Н.Сафронова «Щученские были».

С точки зрения учащихся и их семей, коллег и администрации  занятия по индивидуальным образовательным программам оказывают положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и повышают качество знаний обучающихся.  В формировании у ребёнка потребности добывать знания, находить нестандартные решения проблем, реализовать личностный потенциал, по моему мнению, работа по индивидуальной образовательной программе становится фактически приоритетной формой обучения.

 

 

Категория: Работа с одарёнными детьми | Добавил: луна (05.11.2014)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: