Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Рассказ Иона Друцэ «Одиночество пастыря» Душа очищается только от соприкосновения с другой чистой душой, а где ты ее найдешь, ту, другую, чистую душу… Ион Друцэ Ион Пантелеевич Друцэ – личность, олицетворяющая целую эпоху в культурной истории своего народа. Писатель детально, обстоятельно, развёрнуто исследует психологию человека и общества в пространственном, временном, философском контексте. «Одиночество пастыря» – произведение редкостной впечатляющей художественной силы. Сюжет рассказа построен на антитезе бесконфликтности главного героя с собой и с миром и бытовой, материальной конфликтности окружающей его «людской толчеи». Автор противопоставляет агрессивности окружающей действительности силу духа, любви и милосердия пастыря. «Кто такой пастырь? Почему он одинок? Зачем автору понадобилось перемещать его с высокого холма в глубокую шахту, из шахты – на невысокий холм? Почему он «прожил жизнь с такой печалью в глазах»? Кто виноват в смерти пастыря?» – на эти вопросы нет однозначных ответов. Писатель изображает главного героя рассказа как человека, отказавшегося от житейских благ, ведущего чрезвычайно строгий образ жизни: «Умерен был в хлебе насущном, умерен в самолюбии, умерен во всех тех греховных фантазиях, на которые тратится больше времени и слов, чем они того заслуживают. Выросший и возмужавший на овчарне, под необъятным куполом неба, день за днем, год за годом, один на один с образом вечности, пастырь в конце концов усвоил ту великую истину, что ничто не вечно в этом мире, а уж если пастух что усвоит, то это навсегда». Рассказчик вспоминает, каким талантливым врачевателем был «пастух из древнего пастушьего рода»: «И такое у него было доброе сердце, и такая у него была легкая рука, что заведешь к нему во двор доходягу, а выводишь ярочку, с которой любо-дорого пройти по селу». Жителей долины пастырь выручал умным советом в сложных жизненных ситуациях: «А ещё временами говорили – башковит, как тот одинокий пастырь. При всей его замкнутости и молчаливости в трудную минуту, когда растревоженная долина прикидывает, что да как, и ничего путного на ум не идет, вдруг он, спустившись с холма, молвит как бы про себя словечко, которое так и прошьет, – не слово, а чистое золото!» Для деревенских жителей пастырь был мерилом нравственности, праведничества, благородства: «А ещё говорили – святой, потому что веяло от него покоем, и ничего низкого и грязного к нему не приставало. При нём нельзя было сказать грубое слово, нельзя было оскорблять, воровать, нельзя было кривить душой». Пространственно-временная структура рассказа выстроена автором виртуозно. Слова и детали, характеризующие место действия и время, вызывают у читателя множество вопросов: где и когда существовала долина, в каком хронотопе? что это за место? как связана долина с миром рассказчика и его взглядами? почему меняется точка зрения рассказчика? Хронотоп истории пастыря и жителей долины указывает на сложную систему отношений и внутренних состояний персонажей и в то же время на максимальную обобщённость, собирательность представляемой автором картины. Пространство и время в «Одиночестве пастыря», с одной стороны, предельно конкретны, определённы («на склонах Карпат», «старая Бессарабия», «краснозвёздные танкисты», «после четырёх лет войны»), с другой стороны, условны, лишены чёткости и определённости («на далёких голубых холмах», «сумерки заполняют низину, медленно ползут по склону», «настали трагические ночи», «рано утром в каком-то перелеске»). Столкновение разных миров приводит к конфликту личности и власти: «Неизменная доброжелательность пастыря и готовность к сотрудничеству выводили власти из себя». И в итоге «строгое начальство» решает «спустить его в шахту», внутрь земли, в ад, куда, согласно религиозным представлениям, попадает душа для наказания за грехи. С точки зрения читателя пастырь должен попасть в рай: за добродетели, за благодушие, за неизменное «добре» – слово, которое только и произносит герой в течение всего рассказа. Этот парадокс имеет глубокую философскую и художественную мотивировку. Данте Алигьери в «Божественной комедии» после посещения «Ада», «Чистилища» и «Рая» выходит обратно на землю. Возвращается на родину и пастырь. Что в нём изменилось? Что осталось прежним? «И голос, и глаза, и обычное его молчание – все было уже другое, и только светлая улыбка да привычка снимать шапку, прижав ее к сердцу в знак дружеского расположения, да полупоклон в сторону собеседника и то, ставшее уже знаменитым слово, из-за которого столько было выстрадано... – Добре, – отвечал он по-прежнему, когда его спрашивали, как поживает». Поселяет его автор уже «на другом, пологом холме», но долина по-прежнему внимает мудрым словам пастыря: «Иной раз, изведенный одиночеством, глядишь, мелькнет то на свадьбе, то на концерте каком-нибудь. Постоит-постоит, помолчит-помолчит, потом как бы про себя молвит слово, и вздрогнет долина – не слово, а чистое золото!» Удивлялись жители долины доброте и милосердию пастыря: «… они его хаяли, и травили, и на тот свет отправляли, а он…» их прощал. Они не понимали, что «его спасала любовь. Он любил ежеминутно, ежечасно, он любил все и вся. Его глаза, его движения, его бесконечное молчание были наполнены какой-то неизъяснимой отеческой любовью. Он любил своих овечек, он любил эти холмы, эту низину, в нем было необыкновенно живуче чувство любви к малой родине». «Он неизлечимо верил в человеческую доброту, он не воспринимал мир вне этой доброты». Необъяснимо было его воздействие на окружающих: «Его влияние каким-то таинственным образом расходилось по всей долине, и ничего с этим нельзя было поделать. Менялись власти в селе, менялись поколения, но его авторитет оставался незыблемым. Это было неслыханно, это было невероятно. Полуграмотный, полуголодный, полуоправданный, он оказывал влияние на образованную, зажиточную, преисполненную чувством достоинства деревню...» Пастырь претерпел нестерпимые мучения от своих же соплеменников и принял мученическую смерть, поэтому «долина почитала пастыря святым, ибо только святой мог пройти через все, оставаясь доброжелательным и к миру, и к своей судьбе». Возможно ли восстановление гармонии окружающего мира после смерти пастыря, после того, как люди сравняли с землёй место, где он был похоронен? Рассказчик потрясён увиденным в «сыром месиве» кладбища: «Вся его могила была обшита травкой, причем не местной, степной, а высокогорной, на редкость густой, красивой, живучей». Проросли семена, которые пастырь носил «в душе, в сердце своём». «Живучая травка» – это восстановление того единства, которое было нарушено, это эпитафия пастырю, это преодоление конфликта. Жизнь героя не окончена, она продолжается. Рассказ Иона Друцэ «Одиночество пастыря» пронизан идеей всеочищающего христианства, идеей морального сопротивления зависти, жадности, предательству – порокам, которые ставят под угрозу само существование человека и человечества в целом. Соприкоснувшись с чистой душой одинокого пастыря, читатель понимает, что только любовь и милосердие способны удержать в человеке человеческое.
| |
Просмотров: 511 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |