Каталог статей
Главная » Статьи » Русский язык |
Учебно – тематическое планирование
Содержание рабочей программы (105 часов, 3 часа в неделю)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (21 ч) Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность и связность. Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты. Культура речевого общения. Речевые коммуникации в деловых переговорах. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру языковой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Устная и письменная форма речи. Монолог и диалог. Особенности диалогической речи. Культура речи. Грамматические и словообразовательные нормы. Грамматические средства выразительности. Орфография и культура речи. Назначение орфографии как науки о правильном написании текста. Текст как речевое произведение. Речеведческий анализ текста. Овладение приёмами совершенствования и редактирования текста.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций (67 ч) Общие сведения о языке. Роль языка в обществе. Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Экология языка. Индоевропейская семья языков. Русский язык как один из индоевропейских языков. Славянские языки. Краткие сведения из истории русского языка. Старославянский, церковно-славянский и древнерусский языки. Краткая история славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия: славянская азбука (глаголица и кириллица). Национальный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык. Функциональные стили. Свойства литературного языка. Языковая норма. Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Становление русского литературного языка. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Классификация основных единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема. Понятие о фонетической позиции (сильная и слабая). Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция. Ударение в русском языке. Интонация. Смыслоразличительные функции интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи. Орфоэпия. Произносительные нормы современного литературного языка и культура речи. Ударение в орфоэпии. Художественные возможности русской фонетики. Русская графика. Краткие сведения из истории русской орфографии и графики. Реформы орфографии. Важнейшие словари русского языка. Морфемика и словообразование. Классификация морфем. Исторические изменения в структуре слов. Связь морфемики с этимологией. Система современного русского словообразования. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы словообразования. Способы словообразования отдельных частей речи. Словообразовательные средства выразительности. Морфология как учение о частях речи. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Грамматическое и лексическое значение слова. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Проблема классификации частей речи в русистике. Система частей речи в русском языке. Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные, раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса и графического сокращения слов. Совершенствование орфографических навыков. Трудные случаи правописания слов. Правописание частей речи. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Основные виды простого предложения. Предикативная основа предложения. Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (17 ч) Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национально-культурным компонентом значения. Лексика. Слово – основная единица языка. Значение слова. Системные отношения в лексике русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Метафора, метонимия, синекдоха. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференциации. Активная и пассивная лексика русского языка. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика русского языка. Лексические нормы. Фразеология. Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Лексические, стилистические ресурсы русского языка. взаимосвязи.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 439 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |