Каталог статей

Главная » Статьи » Русский язык

Функциональные стили речи. Урок русского языка в 10 классе

Дата: 07.04.2014 год

Класс: 10

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна

Тема урока: Функциональные стили речи.

Обучающие цели: продолжить изучение стилей речи;

            обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об         

            официально-деловом стиле речи и его подстилях.

Задачи: показать необходимость владения официально-деловым стилем в         

            повседневной жизни;

            развивать умение пользоваться этим стилем на практике;

            формировать навык определения  признаков официально-делового стиля;

            совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового                  

            подстиля различных жанров;    

            развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;

            продолжить расширение лексического запаса;

            совершенствовать правописные навыки;

 Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося:

            формировать умение  создавать персональный продукт игровой деятельности и    

            прогнозировать последствия его применения на занятиях по русскому языку и   

            литературе.

 Воспитательные цели: воспитывать культуру умственного труда средствами игровых    

            компонентов урока;   

            развивать творческую активность, внимание.

Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.

Оборудование: http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm,

             учебники «Русский язык» М.М.Разумовской и Е.И.Никитиной, том 10   

             энциклопедии «Языкознание», газеты «Лискинские известия»,

             раздаточный материал (заявления, справки и другие деловые бумаги),      

             атрибуты для ролевой игры (фонарь, свеча, цепь мэра, шляпа   

             горожанина), компьютер, интерактивная доска,      

               авторская мультимедийная презентация.

План урока:   

 

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1

2

Проверка домашнего задания

Проверить и оценить знания обучающихся о научном стиле речи

5

3

Вступительное слово учителя

Повторить сведения о стилях речи

 

4

Ролевая игра

Совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся

3

5

Обобщение, систематизация и углубление знаний

Обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об          официально-деловом стиле речи и его подстилях

5

6

Словарный диктант с творческим заданием и самопроверкой

Отработать орфографические умения и навыки самопроверки, совершенствовать логическое мышление

7

7

Динамическая пауза

Учить применять физические упражнения для поддержания умственной работоспособности

1

8

Фронтальная беседа с элементами дискуссии

Показать необходимость владения официально-деловым стилем в          повседневной жизни

3

9

Практическая работа

Отработать умение составлять и писать объявление

5

10

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умение писать справки

3

11

Самостоятельная работа

Отработать умение писать заявление

5

12

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

5

13

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1

                                                                              

На доске:                       

Функциональные  стили речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. %  Организационный момент.
  2. 1Проверка домашнего задания:

составить текст для сводки погоды или об устройстве компьютера, указать признаки научного стиля речи.

Оценка ответов обучающимися.

 

  1. & Вступительное слово учителя.

Учитель показывает энциклопедию, спрашивает, к какому подстилю научного стиля относится эта книга, зачитывает на странице 486:

«Среди функциональных стилей особенно чётко выделяется официально-деловой (или канцелярский)», вписывает термин в таблицу на доске, даёт задание заполнить таблицу.

 

  1. ' Ролевая игра «Приказы мэра». (слайд 2, 3, 4)

«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин.

- Но в фонаре у вас ничего нет!

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

- Где фонарь? – закричал мэр.

- Вот он.

- Но в нём нет  свечи!

- Нет, есть! Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать ещё один приказ…»

(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)

 

  1. & Обобщение, систематизация и углубление знаний
  1. Слово учителя. (слайд 5)

«В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов.

Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой.

Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации. Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения».

  1. Работа с учебниками М.М.Разумовской (параграф 35, страница 215) и Е.И.Никитиной (параграф 6, страница 42):

     - О каких деловых бумагах вы узнали из учебников?

 

  1.   ! Словарный диктант с творческим заданием (на какую тему                                

  подобраны слова) и самопроверкой. (слайд 6)

  Автобиография, акт, анкета, апелляция, доверенность, договор,     

  докладная записка, заявка, заявление, объявление, объяснительная

  записка, отчёт, приказ, протокол, расписка, резюме, справка, 

  уведомление, указ, характеристика.

 

  1. J Динамическая пауза.
  2. K Фронтальная беседа с элементами дискуссии. (слайд 7)

- Есть ли у вас привычка читать объявления?

- Какие объявления вы прочитали вчера или сегодня?

- В каком стиле они написаны?

- Всегда ли и все ли объявления пишутся в официально-деловом стиле?

- Как называется объявление о фильме, спектакле, концерте?

 

  1. ? Практическая работа.  (слайд 8)

Учебник Е.И.Никитиной, страница 45: «В объявлении называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают, от чьего имени она даётся».

1задание. Найдите объявления в газете «Лискинские известия». Докажите принадлежность найденного вами текста к официально-деловому стилю.

2 задание. Составьте и запишите объявление о дне здоровья, олимпиаде, дискотеке.

 

  1. 0 Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.  (слайд 9)

«Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество; название того учебного заведения, в котором вы учитесь».

 

Справка

 

Дана_______________________________________________           

в том, что он(а) действительно является учеником (ученицей)                                  ____ класса_________________________________________ .

Справка выдана для предъявления в спортивную школу.

 

Директор__________________________________         

 

 

 

  1. 3 Самостоятельная работа. (слайд 10)

«Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приёме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно». (Учитель демонстрирует заявления из Личных дел обучающихся). «Напишите сейчас заявление на имя директора школы, какой кружок или спортивную секцию вы хотели бы посещать».

 

  1. O Подведение итогов урока. (слайд  11)

- Назовите подстили официально-делового стиля и приведите примеры.

- Какова цель этого стиля речи?

- Назовите признаки официально-делового стиля.

- Аукцион «Виды деловых бумаг».

- Какой из этих документов вам хотелось бы научиться составлять?

 

  1. $ Сообщение домашнего задания. (слайд 12)
  1. Создать текст официально-делового стиля, указать его признаки (письменно).
  2. Представьте себя через 20 лет мэром. Какие приказы вы издали бы? (устно).
  3. Найти, какие ещё существуют деловые бумаги (индивидуальное задание).
  4. Стр.112-117, упр.154 (1 часть).

 

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: луна (14.05.2016)
Просмотров: 2183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: