Каталог статей
Главная » Статьи » Русский язык |
Дата: 21.11.2014 Предмет: Русский язык Класс: 10 Учитель: Тимкова Татьяна Степановна Тема: Активная и пассивная лексика русского языка Цель: совершенствовать умение разграничивать активную и пассивную лексику языка на практике. Задачи: ознакомить с понятием «стилистически окрашенная лексика»; активизировать знания обучающихся о таких лексических единицах, как архаизмы, историзмы, неологизмы; совершенствовать умение определять этимологию слова; развивать языковую и коммуникативную компетенции обучающихся; совершенствовать правописные навыки. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, исследовательские работы обучающихся, русско-английский словарь, словарь лингвистических терминов, А.С.Пушкин «Борис Годунов», И.С.Никитин «Утро», персональный компьютер, мультимедийная презентация, проекционный экран. План урока
Ход урока
Прочитайте текст на стр. 64-65, письменно ответьте на вопрос: «Что такое активный словарный запас? пассивный словарный запас?», составьте вопрос по тексту (Каков активный словарный запас человека?).
В зависимости от уровня языкового развития говорящих их активный словарный запас в среднем составляет от 300-400 до 1500-2000 слов.
Знание архаизмов, историзмов или неологизмов можно проверить с помощью отрывка из драмы А.С.Пушкин «Борис Годунов»? Мне свейский государь Через послов союз свой предложил; Но не нужна нам чуждая помога…
Армяк, айфон, волость, зерцало, осьмнадцать, ресепшен (место администратора), стрелец, толлинг (переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции), цирюльник.
К пассивной лексике также относятся стилистически окрашенные слова: высокие (возмездие), пренебрежительные (девка), ироничные (вояка), ласкательные (умничка), бранные (балбес). Задайте вопрос к отрывку из стихотворения И.С.Никитина «Утро». Птички солнышка ждут, птички песню поют, И стоит себе лес, улыбается…
Разделите слова на группы. Обоснуйте свои действия.
Бабуся, боярин, дитятко, лоботряс, мерчендайзер (товаровед, представитель торговой кампании в супермаркете), секьюрити, прохиндей, уезд.
К какой группе, по вашему мнению, следует добавить слова?
Что нового вы узнали на уроке? Когда вам пригодятся знания, полученные на уроке?
Стр. 64-65, упр. 68, добавить стилистически окрашенные слова, словарь; диалог с ласкательными словами - устно.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1102 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |