Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебно-исследовательская работа – первый шаг в науке

Тимкова Т.С.

Учебно-исследовательская работа – первый шаг в науке

Исследование – один  из способов познания человеком окру­жающего мира. Современная  эпоха требует  как  репродуктивного воспроизведения готовых знаний, так и умения добывать их. Решающее значение приобретает подготовка творческой личности, ориентированной на научный поиск. Психологи утверждают, что все дети рождаются с творческим потенциалом, но по мере   взросления многие из них теряют заложенные природой способности. Задача школы – индивидуализировать процесс образования, не только организовать усвоение обучающимися образовательной программы, но и сохранить, поддержать, развить талантливого ребёнка, сформировав потребности в исследовательской работе.     На современном этапе работа по расширению кругозора учащихся путём  развития у них навыков учебно-исследовательской деятельности становится основой учебного процесса.  Обучение    школьников нацеливается  на предоставление им возможности выступить в роли  исследователей.  Исследовательская работа становится методом организации и осуществления личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности,   развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее результатом. Она предполагает научное изучение определённой темы. «Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных явлений и фактов, получение новой информации о чем-либо». В настоящее время в нашем образовательном учреждении учебно-исследовательская деятельность учащихся развивается как перспективная об­разовательная технология.

 В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой дети получают новые объективные научные знания об окружающем мире, и учебно-исследовательская,  которая учит универсальному способу получения знаний, направлена на обучение учащихся, на развитие у них исследовательского типа мышления. Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная:  развитие познавательных способностей учащихся, приобретение ими навыка исследования как активного универсального способа освоения действительности  и самостоятельного получения знаний, развитие личности в процессе обучения. В  школе   происходит лишь формирование навыков исследовательской деятельности учащихся. Учитель - руководитель учебно-исследовательской работы «обучает алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.   Учебно-исследовательская деятельность учащихся в области филологии,  являясь составным компонентом системы развития творческих способностей   школьников,  формирует способности, необходимые  для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности». Работа  над исследовательской проблемой формирует мотивацию к учёбе, развивает кругозор, память, мышление, речь, способствует развитию детской одарённости.

 Развитию интереса к исследованию способствуют индивидуальные задания творческого характера и нестандартные формы уроков (уроки-семинары, конференции, дискуссии, интервью, выпуск «живой газеты»).

В учебниках русского языка также есть рекомендации по оформлению исследований. В учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык» для 10-11 классов в упражнении 384 предлагается отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Будьте осторожны со словами», в которой академик даёт советы учащимся  по работе над языком научной работы: «Главное достоинство научного языка – ясность. Другое достоинство…- лёгкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота…  Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух про себя».

Существуют следующие формы исследовательской работы обучающихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

Мини-исследования можно предлагать  обучающимся в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Например, к уроку русского языка в 10 классе на тему «Активная и пассивная лексика русского языка» мои учащиеся, используя сравнительно-исторический метод исследования, приготовили сообщения «Сопоставительный анализ этимологии слов «старушка» и «дурашка» в русском и английском языке»  и «Исследование происхождения и употребления слов «болван» и «сволочь» в русском языке». Заниматься же основательной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

  Исследовательская деятельность строится на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Принципы организации учебно-исследовательской работы по русскому языку – добровольность, личная заинтересованность, научность, связь с базовым образованием, доступность, посильность, этичность, практическая значимость.

 Работа над исследовательской проблемой состоит из четырёх этапов: подготовка к исследованию, проведение исследования, оформление результатов исследования, защита исследовательской работы.

  Тема выбирается на основе личных познавательных и исследовательских возможностей обучающегося   «с учетом   востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя».  Проблема должна быть личностно значимой для обучающегося.

Для проведения исследования по филологии важно правильно выбрать методы. В  исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ, семантический анализ, стилистический анализ, лингвистический анализ художественного текста; описательный метод, сравнительно-исторический метод, экспериментальный метод. Объектом исследований являются, как правило, тексты.

Процедура исследования предполагает определённый алгоритм: выбор и формулировка темы, объекта и предмета исследования; обоснование стратегической цели и тактических задач; выбор методов исследования;  изучение литературы по теме; поиск, сбор  и сопоставление источников; краткая характеристика по нескольким источникам того, что известно об исследуемом явлении; анализ информации; формулировка исходных гипотез, предположений, идей;   сбор материала; обработка собранных данных,  в тексте пред­ставляются только самые необходимые;   анализ и обобщение полученных результатов; уточнение темы; проверка гипотез, формулировка утверждений; оформление выводов исследования, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты ра­боты, выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы; выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов; обобщение материала и представление его в виде текста; создание и оформление презентации исследовательской работы; защита работы. Для освещения сути работы регламент предусматривает 10 минут. Главная задача докладчика -  изложить  саму суть исследования,   проиллюстрировав её небольшим коли­чеством   иллюстративного матери­ала. 

Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы. Гипотеза должна быть обоснованна,    подкреплена литературными данными и логическими сообра­жениями Теоретические выводы могут выходить за рамки общеобразовательной программы.

     В нашем образовательном учреждении в 2010 году на общешкольной конференции общим открытым голосованием я была избрана председателем научного общества обучающихся (далее НОО) «Эрудит». Это добровольное общественное объединение обучающихся и преподавателей, занятых научно-исследовательской и проектной деятельностью. НОО создано для развития интересов и способностей школьников, формирования у них системы научных взглядов, воспитания активной жизненной позиции, содействия эффективной профориентации, повышения профессионального мастерства педагогов. Основная цель НОО «Эрудит» – сформировать  творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы. Члены НОО активно участвуют в изготовлении образовательных материалов, в том числе мультимедийных презентаций; проведении массовых мероприятий, экскурсионных поездок, встреч с известными людьми;  посещении музеев, выставок; подготовке исследовательских, творческих, проектных работ, которые впоследствии представляются на конференции и конкурсы различного уровня. В исследовательскую деятельность вовлечено 100% моих учеников. В 2010-2011 учебном году мы с ученицей занимались исследованием темы «Язык и общество: опыт социолингвистического исследования речевого поведения жителей села Щучье», за которую школьница получила премию главы администрации «Ступень в будущее» в номинации «Гуманитарные науки».   Участвуя в региональном конкурсе исследовательских работ «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области», она подготовила проект «Щучье – литературная жемчужина Придонья» и стала победителем муниципального этапа.  В 2014-2015 учебном году на  региональных конференцияx и конкурсах мои ученики выступили с исследовательскими работами «Интертекстуальность на страницах газеты ”Лискинские известия“»,  «Диалектизмы в речи жителей села Щучье», «Фамилии учащихся Щученской школы: история и современность», «Фразеологизмы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и речи старшего поколения села Щучье», «Диалектизмы в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» и книге Н.Сафронова «Щученские были».

Ежегодно,  начиная с 2010-2011 учебного года, мои ученики – члены научного общества обучающихся – становятся  победителями и лауреатами премии главы Щученской администрации «Ступень в будущее».   Так дети получают возможность убедиться в том, что знания имеют реальную ценность. И главное: у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать объективное от субъективного, достоверное от фальсификации.

Исследовательская работа «является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности, движению от абстрактного к конкретному и наоборот», вырабатывает и развивает умение ставить цель и организовывать её достижение, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, находить нестандартные решения, выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты, формулировать выводы, выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные информационные технологии. Исследовательская деятельность – это кропотливый труд, требующий значительных затрат времени, умственных  и эмоциональных усилий, но она даёт возможность почувствовать неповторимый вкус интеллектуальной творческой работы.

Исследовательские работы школьников – лишь первый шаг в науке, который   формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в вузе.   Настоящие, самостоятель­ные научные исследования возможны лишь пос­ле получения качественного, разностороннего высшего образования.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: луна (25.11.2014)
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: